Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Осязание. Хороший опыт тактильного восприятия дает лепка, рисование пальцами рук и ног, рисование на песке и игра с водой






Хороший опыт тактильного восприятия дает лепка, рисование
пальцами рук и ног, рисование на песке и игра с водой. Для работы


_______________________ Глава 6 Сенсорный опыт _____ __________ 115

с осязанием я собираю множество предметов, разнообразных на
ощупь: наждачную бумагу, бархат, мех, ленточки, ластики, бумагу,
осколки камней, ракушки, кусочки металла и т. п. Мы касаемся
этих предметов и обсуждаем, каков каждый из них на ощупь и что
из нашей жизни он нам напоминает. Иногда я помещаю разные
предметы в сумку и прошу ребенка вытащить из нее что-нибудь
грубое, мягкое или гладкое. Затем наступает моя очередь и ребенок
говорит, что должна достать я.

Способность к дифференциации тактильных ощущений — важ-
ная познавательная функция. Я кладу в сумку карандаш, игрушеч-
ную машину, грецкий орех, и прошу ребенка достать определенную
вещь, не глядя. Или говорю ему: «Найди то, чем ты пишешь» или
«Отыщи то, что начинается на букву „к"». Для того, чтобы ребенок
научился различать на ощупь буквы, в сумку можно класть буквы,
вырезанные из дерева или сделанные из пластмассы. Полезно разли-
чать на ощупь слова и буквы, написанные на песке, а лепить их из
глины или пластилина — прекрасное развлечение. Иногда я черчу
рукой на спине ребенка букву» слово, имя и предлагаю отгадать его.

Иногда мы записывали все слова, которые приходят в голову,
для описания ощущения, возникающего при ощупывании какого-
либо предмета. Предметы могли быть шишковатыми, пушистыми,
скользкими, твердыми, мягкими, липкими, цепляющимися, теплы-
ми, холодными, замораживающими, грубыми, дырявыми, колючи-
ми, пощипывающими, резиновыми, тонкими, губчатыми, расплю-
щенными, шелковистыми, волосатыми. Некоторые слова или то, что
нам эти слова напоминали, мы могли представлять в виде рисунков
(«Какого цвета это слово?») или выражать соответствующими жес-
тами.

Сняв обувь, мы пытались ступнями дотронуться до различных
предметов. Входили в дом и выходили на улицу босиком и обсужда-
ли, что при этом ощущали наши ступни. Сравнивали ощущения от
соприкосновения ступней с картоном, газетой, мехом, ковриком,
подушкой, песком, травой, листьями, полотенцем, деревом, рези-
ной, бархатом, наждачной бумагой, хлопчатобумажной тканью, фа-
солью, металлом, цементированным полом, кирпичами, мокрой зем-
лей, фетром, рисом и водой. Мы говорили о тех предметах, которые
ранят нашу кожу.

Я могла предложить двум детям объясниться друг с другом без
слов, используя только жесты и прикосновения, или дотрагиваться
До лиц друг друга и рассказывать об ощущениях, возникающих,
Когда они прикасаются к чужому лицу или когда они чувствуют
Прикосновение. Это упражнение можно делать с открытыми или
закрытыми глазами.


116 В. Оклендер. Окна в мир ребенка _________________

Мы прикасались к своему лицу, рукам, ногам и другим частям
тела и описывали или записывали возникающие при этом ощуще-
ния. Играя в слепых, мы пытались отгадать с завязанными глазами,
до кого мы дотрагиваемся. Мы устраивали для детей «прогулку
вслепую», завязывая им глаза и проводя по дому или по улице.

Я часто рекомендую родителям побольше узнавать о приемах
массажа и систематически массировать детей. Дети также получают
удовольствие, массируя друг друга или себя. В группе детей можно
разделить на пары, чтобы они, следуя указаниям терапевта, проводи-
ли друг другу массаж спины и головы, рук и ног.

 

Зрение

Маленькие дети не боятся смотреть. Они видят, замечают,
наблюдают, анализируют и исследуют весь окружающий мир, зачас-
тую задерживают на чем-нибудь свой взгляд. Это один из важных
способов познания мира. Слепые дети познают мир, используя
другие органы чувств.

По мере того как мы вырастаем, мы часто «передаем другим»
свои глаза. Мы начинаем смотреть на себя и на мир глазами других
людей, как в сказке «Новое платье короля». Мы и детей заставляем
не доверять их собственным глазам. Мы говорим: «Что о нас под-
умают?», беспокоясь о том, как видят наши поступки другие. Мы
заботимся о том, как наши дети одеты, потому что нам важно, как
выглядят они в глазах окружающих. Мы говорим: «Не надо тара-
щиться» (т. е. смотреть пристально). Возвращение первоначальной
способности видеть способствует познанию и росту личности,
укрепляет доверие к собственной личности, установлению комфор-
тных отношений. Способность видеть среду и людей необходима для
установления хороших контактов между личностью и миром. Спо-
собность четко видеть других расширяет наши собственные горизон-
ты.

Я вспоминаю молоденькую девушку, которой приходилось
проходить мимо автобусной остановки и людей, ожидающих автобу-
са. Проходя мимо этих людей, она чувствовала себя не в своей
тарелке. Ей казалось, что каждый их них наблюдает за ней с осужде-
нием Я посоветовала ей в следующий раз идти очень медленно и
смотреть на людей, ожидающих автобус. Я предложила ей увидеть
этих людей так, как если бы она сама была фотокамерой, и зафик-
сировать в уме внешний вид двух или трех из них, а потом расска-
зать мне, что она увидела. Когда она пришла в следующий раз, она
рассказала, что вначале чувствовала растерянность (верный признак
«передачи» собственных глаз), которая исчезла, как только девушка


_______________________ Глава 6 Сенсорный опыт _____ __________ 117

вспомнила о моем задании. Задача показалась ей очень интересной,
и как только она приступила к ее выполнению, то обнаружила, что
ни один человек не наблюдал за ней, за исключением маленького
мальчика, который улыбнулся ей, заметив, что она на него смотрит.
Она описала нескольких людей, цвет их волос, выражения лиц,
одежду, то, как они стояли, а также то, что, с ее точки зрения, эти
люди испытывали, о чем думали и какие драмы могли разыгрывать-
ся в их жизни. Мы обсудили разницу между тем, что она увидела,
и ее первоначальными представлениями.

Наблюдение и воображение иногда сплетаются между собой. Мы
способны увидеть лишь то, что доступно взору, и не можем видеть
внутреннюю работу чьих-либо ума или сердца. Мы можем всего
лишь представлять себе, о чем человек думает и что чувствует;
наблюдение этих процессов нам недоступно.

На пути нашей способности видеть, помимо априорного пред-
ставления о чувствах других людей, могут возникать и другие препя-
тствия, например склонность предвидеть будущее вместо того, чтобы
видеть в настоящем. Зачастую мы портим то приятное, что видим
или испытываем, волнуясь по поводу того, что может наступить в
будущем. Так, наблюдая великолепный закат, мы можем испытывать
напряжение, пытаясь уловить каждое мгновение, пока солнце не
скрылось за горизонтом. Это связанное с будущим напряжение
отвлекает нас от удовольствия, которое доставляет красота заката в
настоящем. Когда я путешествую, мне нравиться фотографировать,
но я обнаружила, что часто желание удержать, зафиксировать пре-
красный вид отвлекает меня от наслаждения этим видом.

Мне кажется важным формировать у детей умение видеть вещи,
а не только их рассматривать. Вот что пишет F. Franck [9]: «Нам
приходится смотреть очень много; мы смотрим на мир сквозь лин-
зы, телескопы, телевизионные трубки... С каждым днем соверше-
нствуется наша способность смотреть, однако мы видим все меньше
и меньше. Разговор о видении никогда прежде не был столь актуален.
Все больше приспособлений, от камер до компьютеров, от книг по
Искусству до видеозаписей вступают в заговор, стремясь взять верх
Над нашим мышлением, нашими чувствами, нашими переживания-
Ми, нашим видением. Мы становимся зрителями, наблюдателями...
Мы «субъекты», смотрящие на «объекты». На все, что нас окружает,
Мы наклеиваем ярлыки, и наклеиваем их раз и навсегда. По этим
ярлыкам мы узнаем все, но уже больше не видим ничего. Зная ярлы-
ки всех бутылок, мы никогда не пробуем вина. Миллионы невидя-
щих, безрадостных людей пробираются по жизни словно в полусне,

 

 


118 В. Оклендер. Окна в мир ребенка _________________

отбрасывая, круша и убивая то, что едва способны воспринять. Они
никогда не учились видеть или позабыли о том, что глаза даны
человеку для того, чтобы видеть и испытывать».

Несмотря на то, что упражнения, описанные в книге F. Franck,
направлены на улучшение способности к рисованию посредством
«видения — рисования как медитации», они также представляют
собой великолепное средство, развивающее у детей способность к
видению как таковому. Видение — рисование F. Franck рассматривает
в качестве искусства отторгать знания о предметах: «Когда я рисую
скалу, я ничего не узнаю о скалах, позволяя именно этой конкрет-
ной скале выявить ее скалистость. Когда я рисую траву, я ничего не
узнаю о травах, но пробуждаю в себе способность удивляться этой
траве, ее росту, самому факту ее существования.

Таким же образом, к примеру, он рекомендует сначала посидеть
перед цветком или веткой, или головкой салата, или листочком, или
деревом в состоянии, близком к медитации, позволяя себе воссоеди-
ниться с объектом, видеть объект во всем его чудесном облике и
затем разрешить руке последовать за тем, что видит глаз. Если
следовать этому методу, глаза начинают видеть больше, чем мы
когда-либо себе представляли.

Когда глазам позволено вбирать в себя все вокруг, видение слива-
ется со всеми остальными чувствами и ощущениями человека. Я
просила детей выбирать объект и пристально его рассматривать в
течение определенного времени, например трех минут, а затем
рисовать его, рисовать ощущения и воспоминания, возникшие во
время этого медитативного упражнения, используя только цвета,
линии и формы.

В числе других упражнений, развивающих способность видеть,
можно назвать осязание с закрытыми, а затем с открытыми глазами;
рассматривание предметов через стекло, воду, целлофан; рассматри-
вание предметов с различной перспективой — далеко, близко, в
перевернутом виде.

 

Звук

Позволяя звуку проникать в наше сознание, мы делаем первый
шаг к контакту с миром, к началу общения. Все мы знаем, что мно-
гие из нас слышат лишь то, что хотят слышать, отвергая то, чего
слышать не хотят. Дети выражают это открыто и прямо, закрывая
уши руками, когда не хотят чего-либо услышать, взрослые же часто
искажают смысл услышанного. Многие дети выражают это возгла-
сом: «Мой отец (моя мать) просто не слушает, что я говорю!».


_______________________ Глава 6 Сенсорный опыт _____ __________ 119

Мне кажется сомнительным, что существует состояние музы-
кальной глухоты, хотя многие дети уверены в том, что ею страдают,
потому что кто-то сказал им об этом, и исключительно поэтому они
отказываются от удовольствия, которое приносят звуки, например
не позволяют себе экспериментировать с собственным голосом во
время пения.

Вот некоторые упражнения, повышающие осознавание детьми
тех звуков, которые их окружают.

«Сядьте спокойно с закрытыми глазами и позвольте звукам,
которые вы слышите, дойти до вашего сознания. Отмечайте, какие
чувства вызывает каждый проникающий в вас звук. Потом мы
сможем поделиться нашими впечатлениями». Такое упражнение
позволяет услышать новое звучание в различных местах: дома, в
городе, за городом, на пляже.

«Поговорите о звуках. Расскажите, какие звуки вы ощущаете как
резкие, мягкие, гладкие, скрипучие, приятные, громкие, нежные.
Сравнивайте звуки». Я кладу в маленькие горшочки и пузырьки из-
под лекарств самые разные предметы: рис, фасоль, канцелярские
кнопки, пуговицы, шайбы, монеты и прочее, что может в них по-
меститься, составляя пары таких горшочков. Чтобы содержимого не
было видно, я оборачиваю горшочки чем-нибудь, закрепляя обертку
клейкой лентой. Я предлагаю ребенку потрясти каждый из горшоч-
ков и определить по звуку, чем он наполнен.

Используя игрушечный ксилофон, ударяйте по разным клави-
шам, чтобы у ребенка вырабатывался опыт распознавания звуков:
одинаково, выше, ниже, громче, тише. Потом ребенок может про-
тестировать вас. Эти упражнения можно проделывать с помощью
любого музыкального инструмента.

Играть в распознавание звуков полезно и весело. Пусть у ребен-
ка за спиной возникает, например, то шум льющейся воды, то
Постукивание карандашом, шуршание бумаги и т. п. Ребенок должен
отгадать, что это за звук. Всегда меняйтесь ролями, чтобы и ребенок
Мог задать такую загадку вам.

Звуки и чувства взаимосвязаны. Поговорите о грустных звуках,
Веселых звуках, страшных звуках и звуках, пробуждающих другие
чувства. Звуки гармошки или другого музыкального инструмента
Могут служить материалом такого занятия. Тон голоса также отража-
вт чувства говорящего. Дети улавливают гнев в голосе взрослых даже
в тех случаях, когда он пытается скрыть это чувство. Обсуждайте это
Откровенно. Демонстрируйте тоном различные эмоции. Попросите
Детей сделать это.

 

120 В. Оклендер. Окна в мир ребенка _________________

Невнятная речь также интересна. Попытайтесь общаться, изда-
вая звуки, невнятно бормоча и не используя слов. Посмотрите,
сможете ли вы догадаться, что хотят выразить с помощью этих
звуков.

С помощью барабанов и других ударных инструментов можно
получать разнообразный опыт звукового восприятия во время игры.
Пусть ребенок следует вашему ритму или расскажет о впечатлении
от ритмической схемы.

Послушайте музыку и поговорите об услышанных звуках. По-
просите детей во время или после прослушивания музыки нарисо-
вать их впечатления, воспоминания или образы, которые у них
возникли.

Музыка

Rudolph Dreikurs [6] обсуждает благоприятный эффект влияния
музыки на нескольких детей, страдающих психическими нарушения-
ми. Использование музыки могло принести результаты в случаях, где
другие подходы оказывались безуспешными. Вероятно, приятные
ощущения, связанные с музыкой, которая часто используется только
в качестве звукового фона, стимулирует к взаимодействию, позволя-
ет повысить уровень внимания ребенка и увеличивает его фрустра-
ционную толерантность. По мере того как реальность становится
более приятной и менее угрожающей, исчезает внутренняя напря-
женность. Усилие, необходимое для взаимодействия, в этом случае
уменьшается, не возникает реакции отторжения или пренебрежения
общением.

Уже имеется опыт использования мелодической интонации для
обучения речи детей с афазией. Слова включаются в знакомую
мелодию, и дети, много раз репетируя песню, учатся произносить
слова, поначалу пропевая их, а затем воспроизводя уже без мелодии.
Это очередное подтверждение возможностей музыки.

Музыка и ритмические удары — античные формы коммуникации
и самовыражения. Их использование вполне уместно при проведе-
нии терапевтической работы с детьми. В работе с детьми я приме-
няю в основном музыку, которую наигрываю сама на старой удоб-
ной гитаре. Я считаю, что гитара — чрезвычайно эффективный
инструмент для проведения терапии. Во время моей работе в школах
мне приходилось играть на гитаре каждый день, и дети всех возрас-
тов с нетерпением ожидали наших музыкальных антрактов. Похоже,
что гитара оказывает на детей какой-то особый волшебный эффект.
Я знаю, что музыкальный талант здесь не при чем, так как я в


_______________________ Глава 6 Сенсорный опыт _____ __________ 121

лучшем случае средний исполнитель. Я использую лишь самые
простые аккорды, аккомпанируя песням, которые мы поем с детьми.

Когда моя дочка ходила в детский сад, каждая из матерей раз в
неделю должна была работать с детьми. Как только стало известно,
что я умею играть на гитаре, меня попросили часть моего рабочего
времени посвящать игре на гитаре для каждой группы. Дети от трех
до пяти лет сидели и восхищенно внимали игре по меньшей мере в
течение получаса. Скоро матери стали приглашать меня на дни
рождения детей и платили мне по 10 долларов в час (а в те времена
это была большая сумма!). Мне никогда не приходилось бороться за
внимание детей. Я думаю, это было связано с выбором песен, кото-
рые я считала подходящими к случаю, с моей способностью очень
выразительно их исполнять, привлекая детей к взаимодействию, и
больше всего — с самой гитарой. Я пробовала играть на ударных
инструментах и фортепьяно, но убеждена, что гитара — наиболее
действенный инструмент и дает наибольшие возможности наладить
контакт с детьми.

Работая в детском саду, я впервые начала экспериментировать,
используя музыку в качестве пути для самовыражения детей. Я пела
песенку, в которой говорится об умирающем гусе, и скоро мы с
детьми начинали беседовать о смерти, горе и печали. Или после
исполнения песенки ребенок подходил ко мне и рассказывал про
своего кота, который умер, или об умершем дедушке, представляя
нам возможность обсудить связанные с этим проблемы. Когда я
пела песню «Симбайя — мамин малыш», описывающую яростную
реакцию на появление в семье нового ребенка, многие дети могли
идентифицировать эту ситуацию со своими переживаниями.

В некоторых случаях такие песни обладали большим воздействи-
ем, чем книги. Нет числа чудесным народным песенкам, посвящен-
ным детям, описывающим каждую детскую эмоцию и подходящим
для любого возраста. Эти песни могут отражать любовь, узнавание,
принадлежность, враждебность, гнев, печаль, грусть, смерть. Есть
песни успокаивающие, взывающие к чувству юмора. Во многих
песнях открытый конец, и слова можно дополнить во время занятия.

Народная песенная традиция сохраняет множество детских
Песен, которые соответствуют любой потребности. Есть песни,
описывающие каждое ощущение и каждую жизненную ситуацию,
Шуточные песни, песни, повествующие о событиях. Поскольку
таким песням немало лет, они не бывают «затейливыми» или «ми-
ленькими». Они привносят в эмоции детей воображение и опыт,
Жизненные ценности и ощущение прекрасного. В основном эти


122 В. Оклендер. Окна в мир ребенка _________________

песни претерпевают много изменений и могут быть адаптированы
к новым ситуациям. Рождаясь в сердцах людей, такие песни продол-
жают жить, поскольку их любят и делятся ими.

Музыку можно использовать самыми разными путями. Ее можно
наигрывать, когда дети рисуют или лепят. Она выступает в качестве
фона или может служить отправной точкой для действия. Я просила
детей рисовать формы, линии, символы и использовать цвета для
выражения музыки. Классическая музыка особенно способствует
возникновению чувств и рождению настроений и образов. John
Stevens [48] приводит отличные рекомендации в области сочетания
фантазии с определенными музыкальными отрывками. Вот пример
направленной фантазии: «Ложитесь так, чтобы вам было просторно,
и закройте глаза. Представьте себе, что вы неподвижное тело в
глубинах моря доисторической эры. Вас окружает вода — иногда
слабое течение, а иногда — бушующие, разрушительные волны.
Почувствуйте, как вода обтекает ваше неподвижное тело.

Развивается жизнь, и вы превращаетесь в какую-то разновид-
ность морской водоросли или другое подводное растение. Вслушай-
тесь в ритм барабана, пусть звук проникает в ваши движения, пока
течения колышат вас...

Теперь в морское животное, которое ползет по дну. Пусть ритм
барабана проникает в ваше тело и в ваши движения.

Теперь медленно передвигайтесь в направлении суши и, когда
вы ее достигнете, пусть у вас вырастут четыре ноги и вы начнете
передвигаться по суше. Ощутите свое существование и свои движе-
ния наземного животного...

Постепенно встаньте на две ноги и почувствуйте, как вы сущес-
твуете и передвинаетесь по земле...

Теперь откройте глаза и попытайтесь общаться с другими с
помощью одних движений...».

Такое упражнение может быть изменено и адаптировано в
зависимости от возраста детей и используемого пространства. По
окончании этого упражнения дети неизменно начинают делиться
своими впечатлениями. Вы можете предложить им изобразить их
впечатления или то животное, которым они себя ощущали.

При движении под музыку детям нравится использовать цветные
шифоновые шарфы. Дети любят танцевать под музыку; им нравятся
рок, бути и прочие современные ритмы..

Особой привлекательностью для детей обладают ударные инстру-
менты: ведь из них можно извлекать звуки, даже не обладая необхо-
димыми навыками. Вы можете предложить ребенку: «Покажи, как


________________________ Глава 6. Сенсорный опыт _____________________ 123

ты будешь бить в барабан, если тебе грустно (или если ты чувству-
ешь себя счастливым)» или «Побарабань, а мы попробуем догадать-
ся, какие чувства ты испытываешь».

Дети любят использовать инструменты, подчеркивающие ритм.
Тамбурины, трещотки, барабаны всех видов, колокольчики да и
вообще все инструменты, производящие ритмические звуки, можно
применять, когда дети маршируют, слушают музыку или игру на
гитаре, и всё это вместе способно составить симфонию. Я записыва-
ла такое коллективное творчество с помощью недорогого магнито-
фона, а затем воспроизводила запись ко всеобщему удовольствию.
Когда дети слушают такую запись, они светятся, осознавая со-
бственные достижения, и постигают чувства коллективного взаимо-
действия.

Так же интересно под музыку сочинять истории о детях или си-
туациях. Одна из моих студенток, рассказывала, что под гитару при-
думывала для детей разные истории об одном и том же персонаже
и они упрашивали ее продолжать. Такие истории дети могут сочи-
нять и самостоятельно.

Я не перестаю поражаться тому, какой силой обладает гитара.
Однажды, в мою бытность студенткой-практиканткой, меня
направили преподавать в пятый класс начальной школы и немедлен-
но поручили проводить занятия по музыке, потому что сама учи-
тельница их проводить не хотела. Когда я спросила, нельзя ли мне
использовать гитару, мне отказали, поскольку гитара якобы возбуж-
дает детей (это распространенное заблуждение). Однако в последний
день моей практики учительница все же разрешила мне принести
гитару. В конце занятия ко мне подошла маленькая девочка и очень
сердито спросила, почему я не приносила гитару раньше. Она чу-
вствовала себя одураченной, обездоленной, и я очень пожалела, что
не настояла на своем вначале. Я никогда не считала, что музыка
обладает излишне стимулирующим воздействием. Напротив, она
обычно дает успокаивающий, умиротворяющий эффект. Родители
рассказывали, что после некоторых наших занятий дети возвраща-
лись домой, напевая.

Музыка увлекает и оказывает сильное успокаивающее возде-
йствие даже на большинство гиперактивных детей. Работая с такими
Детьми, я иногда просто садилась и, не говоря ни слова, брала в
Руки гитару, и дети немедленно старались сесть поближе и тихо
замирали в счастливом предвкушении.

Как-то я преподавала в группе учеников четвертого класса,
Которые считались «отстающими в развитии». Во время занятий
Музыкой в класс однажды зашла директор школы. Я играла на


124 В. Оклендер. Окна в мир ребенка _________________

гитаре, и мы пели «Было деревце в лесу». По ходу исполнения этой
песенки нужно перечислить много слов в определенном порядке. Я
часто ошибалась, но дети помнили все слова и их последователь-
ность. Поскольку у этих детей были проблемы с памятью и обучае-
мостью, директор была ошеломлена. «Возможно, их следует таким
же образом учить математике и всему прочему», — сказала она.

Вкус

Язык — важный орган, хотя мы часто это недооцениваем. Язык
обладает высокой чувствительностью и позволяет понять, какая
вещь сладкая или кислая, горькая или соленая. С его помощью мы
жуем, глотаем и, что важнее всего, говорим. Я провожу специальные
занятия, чтобы дети лучше осознавали функции языка. С помощью
языка иногда можно выражать и эмоции. Например, показав кому-
нибудь язык, можно выразить гнев3, а у некоторых народов это
означает приветствие. К тому же язык и чувствительный орган,
иногда доставляющий эротическое удовольствие. Всем детям знако-
мо удовольствие при лизании. Я часто предлагаю детям упражнения
с лизанием, повышающие уровень осознавания этого удовольствия
(для этих целей прекрасно подходит мороженое в рожках).

С детьми можно говорить о вкусах, обсуждать любимые и непри-
ятные вкусы, пробовать вещи с различным вкусом, сравнивать вкус
и структуру. Язык позволяет не только различать вкус, но и ощутить
что-то комкообразное или жесткое, твердое или мягкое, горячее или
холодное.

С языком тесно связаны зубы, губы и щеки. Обязательно затра-
гивайте их в упражнениях и последующем обсуждении.

 

Запах

Обсудите нос, ноздри и дыхание. Проведите упражнения с
дыханием через нос, рот, каждую из ноздрей. Предложите ладонью
почувствовать выдыхаемый воздух.

Говорите о запахах — любимых и нелюбимых. Проводите экспе-
рименты с запахами — цветочными, фруктовыми, сладкими, остры-
ми. В горшочки или другие емкости поместите вещества с характер-
ными запахами — это могут быть духи, лакрица, банан, шалфей,
лещина, кусочек яблока, шоколад, ванилин, мыло, лепестки цветка,
лук, почка сосны, уксус, кофе, апельсиновая кожура, тальк, лимон-
ный экстракт, сельдерей, стружка, мята. Определите, различают ли
дети запахи. Поговорите о тех запахах, которые им нравятся и не

 
 


3 В США. В России, напротив, язык показывают, чтобы кого-либо рассердить или
поддразнить Прим. ред.


_______________________ Глава 6 Сенсорный опыт _____ __________ 125

нравятся, и о воспоминаниях, которые они пробуждают. Приносите
и другие предметы, например ветки сосны, мыло, кору, листья.

Попросите детей рассказать, как измениться жизнь, если совсем
не чувствовать запахов (как при простуде, когда заложен нос). Пусть
попробуют назвать десять предметов, не имеющих никакого запаха.
Совершите прогулку по дому или по улице и обсудите запахи.

Следует иметь в виду, что сенсорный опыт в действительности
включает синтез различных форм восприятия и единичное сенсор-
ное восприятие, не включающее более одного органа чувств, вероят-
нее всего, труднодостижимо.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.015 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал