Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава II. Санкхья йога. Йога мудрости.






1 Познавший высокую боль состраданья,
От Кришны услышал он речь назиданья:

2 «Как можно пред битвою битвы страшиться?
Смятенье твое недостойно арийца,
Оно не дарует на поприще брани
Небесного блага и славных деяний.

3 Отвергни, о Арджуна, страх и бессилье,
Восстань, чтоб врагов твои стрелы разили!»

4 Тот молвил: «Но как, я нарушу войнов законы,

Как в Бхишму стрелять и в наставника Дрону?


5 Чем их убивать, – столь великих деяньем,

Не лучше ль в безвестности жить подаяньем?
Убив наших близких, мы станем ли чище?
О нет, мы вкусим окровавленной пищи!

6 Еще мы не знаем, что лучше в сраженье, -
Врагов победить, иль познать пораженье.
Мы жизнью своей наслаждаться не сможем,
Когда Дхритараштры сынов уничтожим.

7 Я твой ученик, ты учил меня долго,
Но в суть не проник я Закона и Долга.
Поэтому, я вопрошаю, могучий,
Ты должен мне ясно ответить - что лучше?

8 Мне счастье не даст, ибо сломлен скорбями,
Над смертными власть или власть над богами -

9 Ничтожны, за них я сражаться не стану!» -
Сказал и замолк, в сердце чувствуя рану.

10 А Кришна, с улыбкой загадочной глянув,
Ответил тому, кто скорбел между станов:

11 «Мудрец, исходя из законов всеобщих,
Не должен жалеть ни живых, ни усопших.

12 Мы были всегда, и подобно всем людям,
Вовеки и впредь мы живыми пребудем.

13 Как в теле, что нам в сей юдоли досталось,
Сменяются детство, и зрелость, и старость,
Сменяются наши тела, и смущенья,

Не ведает мудрый в ином воплощенье.

14 Есть в чувствах телесных и радость и горе,
Есть холод и жар, но пройдут они вскоре,
Мгновенны они… О, не будь с ними связан,
О Арджуна, ты обуздать их обязан.

15 Лишь тот, ставший мудрым, бессмертья достоин,
Кто стоек в несчатье, кто в счастье спокоен.

16 Скажи - где начало и где основанье
Несуществованья и существованья?
Лишь тот, кому мира открылась основа,
Увидит границу того и другого.

17 Где есть бесконечное нет прекращенья,
Не знает извечное уничтоженья.

18 Тела преходящи, мертва их отдельность,
Лишь вечного Духа жива беспредельность.
Не плачь же о тех, кто слезы не достоин,
И если ты воин, сражайся как воин!

19 Кто думает, будто бы он есть убийца,
И тот, кто в бою быть убитым боится -
Равно не разумны, равно не бывают -
И тот, кто убил, и кого убивают.

20 Для Духа нет смерти, как нет и рожденья,
И нет сновиденья, и нет пробужденья,

Извечный, к извечной стремится Он цели,
Пусть тело мертво, Он живет в новом теле.

21 Кто понял что Дух вечно был, вечно будет,
Тот сам не убьет, и убить не принудит.

22 Смотри - обветшавшее платье мы сбросим,
А после другое наденем и носим.
Так Дух, обветшавшее тело откинув,
В другом воплощается, старое скинув.

23 В огне не горит он, и в море не тонет,
Не гибнет от стрел, и от боли не стонет.

24 Он неопалимый, и неуязвимый,
И неувлажняемый, неиссушимый.
Он всепроникающий и вездесущий,
Недвижный, устойчивый, вечно живущий.

25 А если он есть, и не зрим и не явлен,
Зачем же страдаешь ты скорбью подавлен?

26 Но если бы даже ты жил с убежденьем,
Что Дух подлежит и смертям и рожденьям,

27 Тебе и тогда горевать не годится -
Рожденный умрет, а мертвец возродится.

28 И должен ли ты предаваться печали,
Поняв, что не явленны твари в начале,
Становятся явленными в середине,
Неявленность вновь обретя при кончине.

29 Кто Духа не видел, подумает - чудо!
И тот, кто увидел, подумает - чудо!
А третий о нем с изумленьем внимает,
Но даже внимающий не понимает, -

30 Всегда он бессмертен, в любом воплощенье.
Так может ли смерть принести огорченье?

31 Исполни свой долг, назиданье усвоя-
Воитель рожден ради правого боя.

32 Воитель в сраженье вступает, считая,
Что это ворота отверстые рая.

33 А если от битвы откажешься правой,
Ты, грешный, расстанешься с честью и славой.

34 Ты будешь позором покрыт, а бесчестье
Для воина горше, чем гибель в безвестье.

35 Отважные скажут - «Он струсил в сраженье».
Презренье придет, и уйдет уваженье.

36 Издевку и брань ты услышишь, к тому же,
От недругов злобных. Что может быть хуже!

37 Убитый – достигнешь небесного сада,
Живой – на земле насладишься, как надо.

Поэтому, Арджуна, встань, и решенье
Прими, и вступи, многомощный, в сраженье!

38 Признав, что удача подобна потере,
Что горе и счастье равны в полной мере,
Признав, что победе равно пораженье,
В сраженье вступи, чтоб не впасть в прегрешенье!

39 Услышал ты доводов разума много,
Внемли, чему учит светлая йога.
К законам ее приобщится готовый,
Возмездия Кармы разрушишь оковы.

40 На этом пути все усилья успешны,
Утешны они, потому что безгрешны.
И смерть не страшна, если даже досталось
Тебе в этой благости самая малость.

41 На этом пути разум целен и прочен,
У прочих - безволен, расплывчат, неточен.

42 Начетчики, веды трактуя пристрастно,
Болтают цветисто - «Лишь небо прекрасно!

43 Исполните все предписанья, обряды –
Достигнете власти и райской отрады!»

44 Но разум, что к власти исполнен пристрастья,
Не знает cамадхи - покоя и счастья.

45 Относятся Веды к трем гунам – к трем свойствам
Природы со всем ее бренным устройством.
Отвергни три гунны, стань вольным и цельным,
Избавься от двойственности - с Беспредельным
Сольешься и собственности ты не захочешь,
Преданность Сущности Вечной упрочишь.

46 Нам веды нужны лишь как воды колодца,
Чрез их глубину Вечный Дух познается.

47 Не желая плодов совершай ты деянья,
А ради плодов прекрати ты страданья.
К плодам не стремись, не нужна их услада,
Однако бездействовать тоже не надо.

48 Несчастье и счастье – земные тревоги –
Забудь. Пребывай в равновесии – в йоге.

49 Пред йогой ничто все дела, ибо ложны,
А люди, что жаждут удачи ничтожны.
Грехи и заслуги отвергни ты разом,
Кто к йоге пришел, тот постиг Высший Разум.

50 Отвергнув плоды, сбросив путы рожденья,
Достигнешь бесстрастья и освобожденья.

51 Когда к заблужденьям не будешь причастен,
Ты станешь от них отрешенный. Бесстрастен

52 К тому, что услышишь, к тому, что услышал, -
Из дебрей иллюзий к свободе ты вышел.

53 И если твой разум взойдет над писаньем,
Ты к йоге придешь, утвердясь созерцаньем».

54 Сын Кунти спросил: «Есть ли признак, примета
У тех, кто достиг созерцания Света?
Какие поступки, слова и дороги
У мудрого, блага достигшего в йоге?»

55 Ответствовал Кришна - мудрец богородный:
«Когда человек, от желанья свободный,
Привержен лишь радости, в нем заключенной,
Тогда он святой, от всего отрешенный.

56 Кто в счастье спокоен и стоек в несчастье,
Не ведает гнева, и страха, и страсти,

57 И не ненавидит, и не вожделеет,
Тот к йоге всей сутью своей тяготеет.

58 И если, как лапы свои черепаха,
Вбирает он чувства свои, чтоб от праха
Отвлечь их, от вкуса к бездушным предметам, -
Его ты узнаешь по этим приметам.

59 Предметы уходят, предел им назначен,
Но вкус к ним еще мудрецом не утрачен,
Он вкус к наслажденьям в себе уничтожит,
Как только увидеть он Высшее сможет.

60 Но даже идущий путем наилучшим,
Порой подчиняется чувствам кипучим,

61 Лишь их обуздав, он придет к Высшей Цели,
И станет свободным, безвольный доселе.

62 Где чувства господствуют – там вожделенье,
А где вожделенье – там гнев, ослепленье,

63 А где ослепленье – ума угасанье,
Где ум угасает – там гибнет познанье,
Где гибнет познанье, да ведает всякий –
Там гибнет дитя человечье во мраке.

64 А тот, кто добился над чувствами власти,
Попрал отвращенье, не знает пристрастий,
Кто их навсегда подчинил своей воле,
Достиг просветленья, избавясь от боли.

65 И сердце с тех пор у него беспорочно,
И разум его утверждается прочно.

66 Вне йоги к разумным себя не причисли,
В неясности нет созидающей мысли,
Вне творческой мысли нет мира, покоя.
А где вне покоя и счастье людское?

67 То сердце, что радостей алчет и просит,
У слабого духом сознанье уносит,
Как ветер стремительно и невозбранно
Уносит корабль по волнам океана.

68 Так знай же, могучий на битвенном поле, -
Там разум и мудрость, где чувства в неволе.

69 Все то, что для всех сновиденье, есть бденье
Того, кто свое пересилил хотенье,
А бденье всего, что познало рожденье,
Для истинно мудрого есть сновиденье.

70 Спокоен он как океан полноводный,
Хоть рекам - желаньям есть доступ свободный
К душе мудреца, но прибудет в нирване,
Подвижник, отринув любое желанье.

71 Свободный от самости, верной тропою,
Придет он, поправ вожделенье, к покою.

72 Он Высшего Духа постиг состоянье,
C Ним слитый, отвергнет дурное деянье.
И если прибудет он в Нем при кончине,
Обрящет свободу он в Высшем отныне!»

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал