Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






А также на учебно-опытном участке.







Внеурочные работы в кабинете биологии и уголке живой при­роды выполняются поздней осенью, зимой и ранней весной.

По разделу «Бактерии. Грибы. Растения» такие работы в ос­новном связаны с растениями. При изучении каждой темы воз­никает объективная возможность для их выполнения. Рассматри­вая материал об органах цветковых растений, учащиеся могут вы­яснять особенности физиологических и экологических явлений. По теме «Семя» учащиеся наблюдают за прорастанием семян при различных условиях — на свету и в темноте, высоких, оптималь­ных и низких температурах, наличием и отсутствием влажности. По теме «Корень» определяют зоны роста (растяжения) у корня. По теме «Побег» наблюдают влияние света на образование хлоро­филла, зеленение всходов и побегов, определяют степень воздей­ствия температуры и влажности на рост растений. При изучении основных процессов жизнедеятельности растений проделывают-ся опыты по поглощению воды и питательных минеральных ве­ществ из почвы, образование крахмала в листьях и выделение кислорода листьями. При изучении покрытосеменных растений в уголке живой природы организуется наблюдение за их общим состоянием и ростом, интенсивностью окраски листьев, цветени­ем и плодообразованием.

По разделу «Животные» имеется возможность организовать внеурочные работы по нескольким темам. При изучении инфузо­рий учащиеся могут получать чистую культуру инфузории туфелька, выяснять реакцию этих животных на факторы окружающей сре­ды. Интересными являются наблюдения за моллюсками — пере­движением, питанием, развитием молоди. Особое значение имеет выяснение особенностей жизнедеятельности аквариумных рыб — поведения, реакций на различные раздражители, размножение и рост потомства.

По разделу «Человек и его здоровье» учащиеся могут выпол­нять работу с микроскопом по рассматриванию препаратов кле­ток и тканей организма человека. Особый интерес для них пред­ставляет использование микроскопа типа Intelplay, который по­зволяет анализировать и демонстрировать препараты с помощью компьютера и мультимедиа-средств на экране. Учащиеся также могут выполнять работу по выработке рефлексов у животных, выяснению степени загрязнения воздуха в классе и школе, опре­делять кровяное давление, объем легких и показатели собствен­ного физического развития — роста, массы, окружности грудной клетки.

По общей биологии в кабинете биологии и уголке живой при­роды возможно выполнение работ с использованием цитологи­ческих, ботанических, зоологических, генетических и экологиче­ских объектов. С помощью микроскопа учащиеся могут выяснять особенности клеток на разных стадиях митоза и мейоза. Для кон­кретизации представлений о наследовании признаков ставят опыты по скрещиванию мухи дрозофилы и аквариумных рыб гуппи. Приспособленность организмов к среде обитания успешно выяс­няется на разных примерах комнатных растений. Особый позна­вательный интерес представляет изучение аквариума как примера экосистемы. С его помощью выясняются трофические отноше­ния, строятся экологические пирамиды и создаются модели био­ценозов и экосистем.

Вопросы для актуализации материала. 1. Подумайте и сформули­руйте несколько суждений о воспитательном значении внеурочной ра­боты в кабинете биологии и уголке живой природы. 2. Имеется ли необ­ходимость в расширении тематики работ для учащихся в данном случае? Почему?

Внеурочные работа в природной и социоприродной средах могут выполняться в разное время года, но большая часть из них все-таки реализуется весной и летом. Это так называемые летние за­дания.

По разделу «Бактерии. Грибы. Растения» учащимся важно со­брать материал о морфологических, анатомических и экологичес­ких особенностях организмов грибов и растений и их основных органов. Особое значение имеет выполнение заданий по выясне­нию видового разнообразия растений своей местности. Для этого учащиеся оформляют гербарий, фотомонтажи, слайд-шопы и ви­деофильмы по определенным систематическим группам школь­ной программы. При выполнении задания они обнаруживают причины сокращения численности особей красивоцветущих и лекарственных растений и убеждаются в необходимости пропа­ганды идеи сохранения всех видов для полноценного функцио­нирования живой природы. После представления материалов в кабинет биологии учитель использует их при обучении новых поколений учащихся. Это дает возможность стимулировать позна­вательный интерес к изучению растений. Особый обучающий смысл имеют задания по использованию компонентов биоценозов при­родных и социоприродньгх экосистем — смешанного леса, любого луга, близлежащего водоема, пшеничного поля, городского парка. Важно, чтобы с помощью заданий учащиеся могли выяснить видо­вое разнообразие систем, зависимость длительного их функциони­рования от количества видов, ярусное расположение растений как приспособленность к совместному обитанию. Будет полезным со­ставление учащимися схемы любого растительного сообщества с использованием собственных рисунков и (или) фотографий.

По разделу «Животные» необходимо предложить задания по изучению морфологических, экологических (трофических, поведенческих, половых, фабрических) и физиологических (размно­жения, роста, развития) особенностей представителей различных типов и классов животных, обитающих в своей местности. В ка­честве конкретных объектов можно выбрать моллюсков, жуже­лиц, озерную и прудовую лягушек, синантропных птиц, млеко­питающих, разводимых человеком. Для лучшего выполнения за­дания учащимся важно выразить логику их действий и ожидае­мые результаты.

Для реализации экологической и природоохранительной на­правленности раздела большое значение имеют задания по вы­яснению многообразия видов животных, определению его роли в поддержании устойчивости сообществ животных и биоценозов в целом. Такие задания предлагается выполнять на территории леса, лесопарка, луга, а также акватории пруда и реки. Особый интерес вызывают у учащихся задания по выяснению послед­ствий влияния антропогенных факторов на численность и насе­ление некоторых видов насекомых, земноводных и птиц. Они с увлечением могут определять причинно-следственные события, возникающие у обозначенных групп животных при влиянии на них факторов истребления, беспокойства, разрушения и загряз­нения среды жизни. Учащиеся могут выполнить и задания по сбору природных объектов, отражающих следы жизнедеятельно­сти животных — оставленные гнезда, погрызы, погадки и др. Этим они пополняют демонстрационный материал кабинета био­логии.

По разделу «Человек и его здоровье» важно ориентировать уча­щихся на выполнение заданий санитарно-гигиенического, здоро-вьесберегающего и экологического содержания. По первому ас­пекту они могут выяснять особенности санитарного состояния своего микрорайона, села, города — качество воздуха, воды и по­чвы. При этом используются простейшие методы и методики ис­следования. На основе полученных сведений учащиеся составля­ют общую картину загрязненности окружающей среды и простей­шую систему рекомендаций по сохранению здоровья людей в сло­жившихся условиях. Большое познавательное и воспитательное значение имеют задания по оценке качества продуктов питания. Для этого учащиеся по записям на упаковках напитков, мясных, молочных, консервированных и маринованных продуктов анали­зируют их компоненты, обращают внимание на категории стаби­лизаторов, подсластителей и красителей, а также сроки годности. По результатам работы составляют аналитические справки, отра­жающие реальные показатели качества продуктов в соотношении с ГОСТами. Учащиеся могут с использованием небольшой анке­ты выяснить у родителей, дедушек, бабушек и других родствен­ников смысл культов здоровья, труда и рационального питания. На основе изучения литературы и периодической печати они мо­гут выяснять факторы риска для здоровья человека в местности проживания. На основе полученных сведений возникает возмож­ность наметить способы «избегания» этих факторов и культиви­рования здорового образа жизни: соблюдение культуры двигатель­ной активности; использование режима дня, труда и отдыха; под­держание сбалансированного и правильного питания; соблюде­ние правил индивидуальной и общественной гигиены; отсутствие вредных привычек и пристрастий.

При изучении общей биологии важно предложить задания эво­люционного, экологического и генетического содержания. На конкретных примерах растений, животных и их сообществ они могут конкретизировать представления о видах борьбы за суще­ствование — внутривидовой, межвидовой, а также с неблагопри­ятными факторами неживой природы. Особую группу должны составить задания о приспособленности живых организмов к сре­де жизни и относительном характере приспособлений. Важными являются задания на выяснение видового и экосистемного разно­образия в местности проживания. Учащимся можно предложить задания по изучению структуры микропопуляций раннецветущих растений. Одновременно их внимание можно зафиксировать на явлениях индивидуальной и групповой изменчивости, обнаружи­ваемых по листьям и цветкам этих растений. Также необходимы задания на выяснение влияния одного и (или) нескольких эколо­гических факторов на состояние организмов и сообществ. Уча­щиеся могут справиться с заданиями, связанными с рекреацион­ными воздействиями — вытаптыванием, шумом, механическим загрязнением. При изучении экосистем можно предложить не­сколько типов заданий: 1) на конкретизацию знаний о компонен­тах, взаимодействиях и устойчивости; 2) на овладение методами познания экосистемных явлений; 3) на усвоение опыта ценност­ных отношений; 4) на выполнение практических работ природо­сберегающего характера.

Вопросы для актуализации материала. 1. Подумайте и сформули­руйте несколько суждений о развивающем значении внеурочной рабо­ты в природных и социоприродных условиях. 2. Имеется ли необходи­мость в расширении тематики работ для учащихся в данном случае? Почему?

Работа на учебно-опытном участке в основном ориентирована на совершенствование знаний и умений, связанных с возделыва­нием растений и уходом за некоторыми животными.

При изучении раздела «Бактерии. Грибы. Растения» с темами «Жизнь растений», «Строение и многообразие покрытосемен­ных растений» учащимся можно предложить разные задания. На конкретных примерах они получают возможность наблюдать за

полным циклом развития организма растения. В контексте темы «Семя» им важно выяснить лучшие способы посева различных культур, темы «Корень» — плодородие почвы и оптимальные способы ее обработки, темы «Лист» — влияние света, температу­ры и влажности на общее развитие растения, темы «Строение стебля» — методы прививки и вегетативного размножения рас­тений. С практической позиции интересными являются задания по выяснению особенностей роста и развития растений в зави­симости от дозы и сочетания органических и минеральных удоб­рений.

Целесообразны задания по выяснению видов сорных расте­ний, многообразия сортов культурных растений — зернобобо­вых, технических, овощных, ягодных, плодовых, цветочных и декоративных. Необходимы также задания по растениям различ­ных экологических групп — влаголюбивых, теневыносливых, светолюбивых.

При изучении раздела «Животные» важно предложить задания по изучению влияния животных на состояние растений в культу­ре. Это касается насекомых, моллюсков, некоторых видов птиц и мышевидных грызунов. Интересными являются опыты по при­влечению птиц на территорию пришкольного участка. Увлекает учащихся и опыт, связанный с выяснением роли насекомых, в частности пчел и шмелей, в опылении растений.

При изучении раздела «Общая биология» можно предложить задания по конкретизации представлений об искусственном от­боре, многообразии культурных растений в соответствии с инте­ресами человека, культурных растениях и их диких видах, из­менчивости растений в культурных условиях. Интересными для учащихся являются наблюдения за приспособленностью орга­низмов к среде обитания, распространением плодов и семян, вли­янием различной освещенности на рост, развитие и окраску ли­стьев растений, произрастающих на учебно-опытном участке.

Выполнение внеклассных работ в условиях природы, кабинета биологии, живого уголка и учебно-опытного участка оказывает влияние на повышение уровня познавательного интереса и об­щей культуры ответственного отношения учащихся к окружаю­щей среде.

Вопросы и задания для самоконтроля. 1. Выразите определение поня­тия о внеурочной работе учащихся по биологии. 2. Назовите основные виды внеурочных работ. 3. Проанализируйте тематику внеурочных работ и сформулируйте вывод об их соответствии или несоответствии интере­сам учащихся? 4. Как можно использовать результаты внеурочных работ учащихся на уроках? 5. Как внеурочные работы способствуют накопле­нию наглядных средств и раздаточного материала? 6. Разработайте зада­ния для учащихся 9 класса по изучению приспособлений растений, про­израстающих в условиях кабинета биологии.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал