Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формат еженедельных занятий






Занятия по программе могут проводиться как факультативные или быть включены в учебный процесс. Такой формат тренинга яв­ляется менее традиционным, однако представляется нам наиболее эффективным, поскольку психологическое сопровождение класса растягивается на два месяца. В случае выпадения учащихся из груп­повой работы возможно их включение в нее на следующих заняти­ях, чего не происходит при 3—5-дневном тренинге.

Каждое занятие имеет определенную структуру: начало работы в группе (создание рабочей атмосферы), две работы по теме, задан­ной ведущим, разминки для снятия напряжения, повышения спло­ченности и создания рабочего настроя, завершение работы и полу­чение обратной связи.

Для развития сплоченности в коллективе важно введение груп­повых ритуалов. Такое общегрупповое действие дает каждому участ­нику возможность получить внимание группы, ритуалы также способствуют мягкому входу в групповой процесс и выходу из него. В начале работы используется ритуал «Приветствие», в котором все участники по кругу здороваются друг с другом и рассказывают о са­мом приятном (запомнившемся) событии прошедшей недели. На первых занятиях некоторые подростки испытывают трудности при выборе такого события, переходят только на учебные отметки, но на последующих занятиях трудности проходят, а ритуал приобрета­ет все большую ценность, так как дает возможность поделиться с группой личными переживаниями, событиями последней недели. Вероятно, в связи с этим проведение ритуала от занятия к занятию растягивается во времени.

Для завершения работы используется ритуал обратной связи с иг­рушкой. Применение игрушки помогает, прежде всего, застенчивым детям, которым трудно говорить о своих мыслях, переживаниях в группе, концентрируя внимание не на одноклассниках, а на объекте. Подобный ритуал позволяет не только высказаться в конце занятия, но и выразить эмоциональное отношение к происходящему.

Можно вводить и другие ритуалы для повышения сплоченности. Хорошо подходит такое упражнение, как «Клубок», когда во время выполнения задания происходит не только обмен впечатлениями, но и общее групповое действие. В руках ведущего — клубок. Конец нити он наматывает на палец и передает клубок кому-то из группы, при этом он говорит о том, что в работе этого человека ему сегодня особенно понравилось. Участник закрепляет нить на пальце и пе­редает клубок дальше. Ход передается до тех пор, пока клубок не побывает у каждого. В результате получается паутинка, которую можно снять с пальцев и оставить на полу в классе, а можно смотать с ответной обратной связью. Важно, чтобы при любом ритуале уча­ствовала вся группа.

 

Занятие первое — «Знакомство»

Цель. Ориентация учащихся в целях тренинга, знакомство с участниками; установление групповых норм; создание рабочей ат­мосферы в классе.

Открывает занятия тренер, который, согласно традиционной процедуре ведения поведенческих тренингов, знакомит членов кол­лектива с целью и задачами тренинга, правилами поведения в груп­пе и организационными моментами. Углубление психологического знания подростков группы друг о друге возможно при выполнении упражнения «Имя — качество», в ходе которого участники по кругу называют свое имя и качество, которое помогает им налаживать от­ношения в классе. Знание имен может быть закреплено упражне­нием «Снежный ком», когда первый участник называет свое имя, следующий участник — имя первого и свое, третий участник — имя первого, второго, свое и т. д. до последнего участника. Это позволя­ет сформировать и закрепить норму общения в группе — только по именам, так как в школьном подростковом коллективе для обраще­ния часто используются фамилии и клички. Важное для развития сплоченности равенство позиций школьников устанавливается в самом начале работы по программе.

Упражнение «Интервью в парах» способствует развитию навы­ков самопрезентации, эмпатии, создает условия для доверительно­го общения, дает возможность лучше узнать друг друга. Группа раз­бивается на пары. За ограниченное время (10 минут) необходимо собрать друг о друге как можно больше информации. Затем участ­ники представляют друг друга всем присутствующим на тренинге. Форма представления следующая: один участник встает за спину партнера по общению, кладет ему руки на плечи, рассказывает о нем от первого лица. Например, Лена встает за спину Наташе и говорит: «Меня зовут Наташа, я...» и рассказывает все, что она узнала о На­таше, затем участники меняются местами. Такая форма представ­ления помогает с помощью физического контакта сократить дис­танцию между участниками, а также развивает эмпатию.

Личностному раскрытию и доверительному общению способ­ствуют и такие упражнения, как «Никто не знает, что я...», «Да — Нет», «Невербальный подарок».

Завершается занятие получением ведущим обратной связи (анке­та и оценка атмосферы в группе методом семантического дифферен­циала — см. приложение) и групповой рефлексией с возможным использованием ритуальной игрушки. Таким образом, первое занятие настраивает группу на глубокое психологическое видение людей, обу­чающихся с ними в одном классе, и доверительное общение.

Занятие второе — «Контакт»

Цель. Знакомство участников с основными приемами эффектив­ного общения, формирование умений и навыков установления кон­такта в межличностном общении.

В начале этого занятия важно, прежде всего, восстановить ту меру доверия, которая возникла на вводном занятии. Для этого проводит­ся упражнение «Приветствие» (как правило, это рассказ о приятном событии на прошедшей неделе) или какое-либо иное упражнение, подразумевающее совместное действие, включающее тактильные ощущения, которые максимально способствуют установлению кон­тактов.

Далее тренер вместе с группой обсуждает теоретические основы установления контакта, которые затем отрабатываются в играх и упражнениях («Контакт», «Переманивания» и др.).

Для развития сплоченности коллектива необходимы знания в области психологии общения. Так, в упражнении «Границы „Я"», ведущий может информировать участников о зонах общения, на практике определить эти зоны и использовать их в дальнейшем вза­имодействии.

Занятие можно завершить пожеланием учащимся от группы на предстоящую неделю, что позволяет создать позитивный настрой в конце дня. При подведении итогов ведущий акцентирует внимание на важности контакта в развитии в коммуникативных навыков и развития отношений в классе. Обязательно отмечается работа тех участников, которые способствовали росту сплоченности в группе, помогали другим участникам раскрыться.

Занятие третье — «Учимся строить отношения»

Цель. Формирование доверительной атмосферы в группе, осо­знание критериев, предъявляемых партнерам по общению, а также выделение качеств, объединяющих группу.

После создания атмосферы работоспособности в классе с целью поиска объединяющих группу качеств можно использовать упраж­нение «Объединение по качествам». Участники делятся на пары и ищут 8 общих для них качеств. Двойки объединяются в четверки, которые ищут по 6 общих для всех качеств, четверки объединяются в восьмерки и ищут по 4 общих качества, группа делится пополам и ищет по 3 общих для всех качества. И наконец, весь класс ищет 2 общих для всех качества. Такое постепенное движение от пары к целому классу позволяет перейти группе на новый уровень отноше­ний осознать объединяющие всех членов коллектива свойства.

Для развития сплоченности также важно определение тех требо­ваний, которые предъявляют подростки друг к другу. Эту задачу мож­но решить с помощью упражнения «Объявление в газету». В нем учащимся раздаются листы бумаги и дается задача — написать объявление в газету, в рубрику «Ищу друга». Работа не подписыва­ется. Затем объявления сдаются ведущему, который просит участ­ников освободить места и на сиденьях раскладывает объявления. Учащиеся должны пройти по кругу, прочитать все объявления и по­ставить крестики на тех трех объявлениях, которые понравились больше всего. После чего зачитываются и анализируются только те объявления, которые набрали наибольшее количество крестиков. Это позволяет выделить неконструктивные требования к партнерам по общению, сократить их количество.

Если в ходе упражнения возникло напряжение (кто-то из под­ростков может переживать, что его объявление «набрало» мало крестиков), то его можно снять в упражнении «Клубок», которое, завершая занятие, способствует развитию сплоченности за счет общегруппового действия и позволяет получить поддержку группы.

Подводя итог, ведущий повторяет те качества, которые объеди­няют группу, подчеркивает важность личностного роста в противо­вес требованиям к окружающим, а также отмечает, что в каждом человеке можно найти нечто позитивное и каждому сказать комп­лимент, ведь поддержка друг друга в группе является фундаментом благоприятного социально-психологического климата.

Занятие четвертое — «Стратегия ведения беседы»

Цель. Дальнейшее повышение коммуникативной компетентнос­ти Участников через формирование эффективной стратегии общения.

После вводных упражнений ведущий рассказывает подросткам о коммуникативной стороне общения, типах вопросов, стратегиях беседы. Полученные знания учащиеся отрабатывают в упражнениях «Великое лицо» и «Открытый вопрос» (3).

В начале выполнения упражнения «Великое лицо» подростки испытывают трудности при нахождении ответа. В этом случае тренер может стимулировать группу помочь участнику сформулировать нужные вопросы для отгадывания. Часто класс подсказывает отвечаю­щему, дает дополнительную информацию, что указывает на рост спло­ченности в коллективе. «Разрешение» на подсказки дает ведущие делая промежуточные итоги работы участника. В конце упражнения анализируется наиболее эффективная стратегия и работа группы.

Диаметрально противоположное умение задавать вопросы тре­нируется в упражнении «Открытый вопрос», в котором участники по очереди, по кругу задают друг другу открытые вопросы. Как пра­вило, вопросы, обращенные к одноклассникам, носят личный ха­рактер (Как ты любишь проводить время? Какие качества ценишь в людях? и др.), что усиливает атмосферу доверия в группе.

Закрепить позитивный настрой и развить навык работы в группе позволят психогимнастические упражнения «Пишущая машинка» или «Гомеостаз».

Завершается занятие получением обратной связи участниками группы и тренером. Ведущий акцентирует внимание участников на практической важности полученных навыков, обсуждает с ними ситуации, в которых стратегии общения с использованием разных типов вопросов наиболее эффективны. Вместе с подростками об­суждается, что способствовало, а что препятствовало достижению группой лучших результатов. Обязательно оговаривается, как могут полученные навыки помогать обучению в классе.

Занятие пятое — «Путешествие»

Цель. Повышение уровня сплоченности класса благодаря физи­ческому контакту.

На нем участникам группы предоставляется дополнительная воз­можность лучше узнать остальных участников тренинга и получить обратную связь о себе.

После вводного слова тренера (приветствие, организационные моменты, цель занятия) и упражнений, настраивающих на работу, ведущий предлагает группе отправиться в путешествие.

Первый этап путешествия — «Кочки на болоте». Ведущий зара­нее готовит карточки с пословицами (на каждой карточке написано по одному слову). На группу необходимо подготовить 3—4 послови­цы. По количеству пословиц класс делится на подгруппы. Для каждой подгруппы на полу выкладываются листы бумаги формата А4 —«кочки». Все участники встают на «кочки», во время выполнения упражнения наступать на пол нельзя (только на «кочки»). Карточки каждой пословицы перемешиваются и раздаются учащимся. Задача - поменяться местами так, чтобы слова пословицы находились правильном порядке. Упражнение позволяет через физический контакт сократить дистанцию между участниками, выработать стра­тегию работы в команде. В конце упражнения можно отметить наи­более успешную стратегию. Если позволяет время, упражнение мож­но повторить, перемешав группы и пословицы. Это делается для того, чтобы избежать конфликтных отношений между подгруппа­ми, неизбежных при соревновательных моментах.

Навык взаимодействия в группе отрабатывается в упражнениях «Ущелье», «Льдина», «Ковер-самолет».

В упражнении «Ущелье» все участники размещаются стоя в од­ной линии (удобнее по краю ковра, если он есть в тренинговом по­мещении), держась друг за друга, и представляют собой «скалистое ущелье». Крайний участник должен пройти по ущелью, не наступая на пол (задание можно усложнить, разместив участников углом или разрешив создавать трудности — внезапные камнепады, «выросшие ветки» и т. д.). Важно, чтобы выполнять задание было не очень лег­ко. Пройдя, участник встает в конце ряда. Выполнение упражнения заканчивается тогда, когда пройдут все. Таким образом развивается сплоченность в классе, взаимоподдержка.

Упражнения «Льдина» и «Ковер-самолет» со сходными целями яв­ляются авторскими (Т. Б. Горшечникова) и представлены в приложении.

При подведении итогов, как и после предыдущего занятия, тре­нер вместе с учащимися отмечает положительные моменты деятель­ности группы при достижении общих целей, отмечает работу тех под­ростков, которые способствовали не только получению результата, но и сплачивали класс, поддерживали одноклассников, помогали им.

Занятие шестое — «Путешествие продолжается»

Цель. Повышение уровня сплоченности класса.

Занятие развивает тему пятого занятия, но отличается от него спо­собом достижения цели. Если на прошлом занятии в качестве основ­ных упражнений использовались задания с физическим контактом, то на этом формируется навык взаимодействия в едином простран­стве. Для этого используются упражнения с групповым рисованием.

Так же как и в других занятиях, происходит движение от отдельных пар и подгрупп к взаимодействию в классе в целом. После со здания рабочего настроя ведущий предлагает продолжить путеществие, но теперь в другой форме — с помощью изобразительных средств. С этой целью классу предлагается «Групповой рисунок по кругу». Всем участникам выдаются листы бумаги формата А4 и ка­рандаши (фломастеры). Задача — задумав картину (пейзаж за окном путешественника), нарисовать только один ее элемент, после чего листок передается соседу слева. Таким образом, каждый участник получает листок с одним элементом. Задача — дорисовать один эле­мент и передать соседу слева. Рисунки передаются до тех пор, пока круг не замыкается. Обсуждается целостность получившихся кар­тин, привлекательность для «автора». Упражнение позволяет раз­вивать эмпатию участников, умение видеть позицию другого, в це­лостном действии развивает сплоченность коллектива.

В следующем упражнении работа выполняется в два этапа. На первом этапе — индивидуальный рисунок (животное, не существу­ющее в природе), на втором — групповая работа. Каждый участник должен свой рисунок «выщипать» (вырвать). Ведущий предлагает разместить своих животных на ватмане и приклеить; рисунок дори­совывается группой. Для планеты, где располагаются животные, придумывается название, которым подписывается рисунок. Упраж­нение позволяет развивать сплоченность группы, двигаясь от ста­дии к стадии, от работы на личном пространстве до работы на об­щей территории. Рисунок можно вывесить в той аудитории, где занимаются подростки, и оставить до конца занятий, что будет на­поминать участникам группы о позитивных моментах совместной работы и переживаниях.

В конце дня тренер отмечает целостность работы группы, твор­ческие находки участников (особенно если эти находки были у «не­заметных» членов коллектива). Обсуждается, каким образом класс может помогать подросткам учиться (выполнение совместных учеб­ных проектов, подготовка творческих заданий, обмен источниками информации при написании докладов и т. д.).

Занятие седьмое — «Я глазами других»

Цель. Предоставление возможности участникам лучше узнать остальных членов группы и получить обратную связь о себе; раскрытие внутреннего мира каждого участника для лучшего взаимопонимания.

В качестве входа в работу группы предлагается упражнение «Ассоциации с настроением», в котором нужно сказать, с каким цветом ассоциируется настроение участников группы. Другой вариант: можно назвать имя и ассоциацию, связанную с именем (цвет, каче­ство, явление, предмет и т. д.).

Для разминки используется упражнение «Ассоциации с мячом». Ведущий называет свое слово, например «солнце», и бросает мяч любому участнику группы. Следующий участник (тот, кто с мячом) называет любую ассоциацию на это слово и также кидает мяч. Ас­социации нужно называть не на весь ряд слов, а только на послед­нее слово. При анализе можно отметить «любимые» темы группы: отметки, отдых, страхи и т. д.

Работа может усложняться введением дополнительных правил; например, в упражнении «Ассоциации с цветом» важно не только назвать ассоциацию на цвет, но и поставить себя на место другого человека, определить, какие ассоциации может вызвать этот цвет у него. Таким образом развивается эмпатия, необходимая для взаи­мопонимания в коллективе.

Развить тему взаимопонимания и понимания других позволяет уп­ражнение, в котором один из участников группы выходит за дверь, а группа загадывает кого-то из членов группы (сложнее всего, если за­гадан сам выходящий). Задача «водящего» определить, кого загадали. Для этого можно спросить группу о том, с чем ассоциируется «загадан­ный» человек (цвет, дерево, музыка, животное, еда, мебель и т. д.).

В конце занятия обсуждается важность доверия для общения в классе, отмечаются те «открытия», которые подростки сделали при выполнении упражнений. Часто подростками поднимается тема доверия и предательства, тренеру важно акцентировать внимание на личной ответственности за собственное поведение (верность, сохранение тайны). Говоря о взаимопомощи, ведущий может отме­тить разницу реальной помощи однокласснику от «обычной» в виде подсказок и списываний и вывести подростков на обсуждение того, как можно действительно помочь неуспевающим одноклассникам.

Занятие восьмое — «Мы»

Цель. Дальнейшее повышение уровня групповой сплоченности за счет развития чувства «мы», навыков группового взаимодействия.

Достижению цели способствует упражнение «Городок» (автор­ское — Т. Б. Горшечникова), в котором работа от начала и до конца

проводится на едином пространстве листа. Группа не только строит «Городок», но и учится договариваться друг с другом (кому какое место занять, кто и что дорисовывает, как назвать городок и т. д.Во время анализа участниками отмечаются наиболее удачные дета­ли рисунка. Как правило, учащиеся отмечают привлекательность получившегося рисунка. Тренер обязательно делает акцент на вкла­де каждого в работу и ценность группового взаимодействия. В уп­ражнении развивается чувство «мы», групповое единство, закреп­ляются навыки взаимодействия в команде.

Рисунок также можно вывесить в аудитории до конца занятий чтобы он отражал позитивный опыт взаимодействия в классе.

При подведении итогов, так же как и на предыдущих занятиях ведущим отмечаются достижения группы и личные победы учащих­ся, акцентируется внимание на позитивных переживаниях при со­вместной работе.

Занятие девятое — «Я и другие»

Цель. Создание условий для отработки полученных навыков (партнерского общения, взаимодействия в команде) в ролевой игре.

Повысить работоспособность и настроиться на ролевую игру мож­но при помощи упражнения «Карточная история», в котором задача повышения сплоченности, развития эмпатии решается за счет цело­стности группового действия, в данном случае рассказа. Для упраж­нения используется колода карт (можно смешать две колоды), кото­рая выкладывается в центре стола. Тот, кто начинает, выкладывает две карты и придумывает рассказ, в какой-то степени связанный с изображениями на картах. Следующий участник выкладывает свои две карты и продолжает рассказ. Упражнение продолжается до тех пор, пока не закончатся карты. Во время рассказа карты выкладываются на столе (на полу) по спирали, вокруг колоды.

Содержательная задача занятия решается и в ролевой игре «Ма­фия», в которой моделируется ситуация группового взаимодействия.

Во время анализа обсуждаются роли, которые выбрали участни­ки группы (подобие — противоположность), стратегии поведения, приемы аргументации, признаки виктимного поведения и т. д. Так­же важно отметить, менялось ли поведение участников при получе­нии той или иной роли. Упражнение дает богатый материал как для понимания эффективности партнеров по общению, так и для оцен­ки эффективности собственной стратегии. Важно, что оно позволяет группе быть максимально внимательной к каждому члену коллектива, формирует навыки достижения общего мнения, принятия группового решения. Возможное остаточное чувство подозрительности по отношению к другим участникам и другие негативные эмоциональные переживания после игры «Мафия» («За что меня убили?») можно решить любой психогимнастикой, направленной на понятие эмоционального напряжения.

В заключение ведущий обсуждает с группой проблемы взаимо­действия в игре и в «жизни» класса, стратегии выхода из конфликт­ного взаимодействия (уход, соперничество, приспособление, ком­промисс, сотрудничество). Совместно с учащимися важно найти плюсы и минусы каждой стратегии и те ситуации, в которых эти стра­тегии будут максимально эффективны.

Занятие десятое, итоговое — «Прощание»

Цель. Завершение работы в группе; получение участниками тре­нинга обратной связи; повышение уровня доверия и сплоченности внутри группы; диагностика внутри групповой динамики в конце ра­боты группы; получение обратной связи ведущим; создание позитив­ной атмосферы для дальнейшего общения в группе; прощание.

На завершающем занятии можно предложить подросткам при­менить те знания, которые они получили друг о друге в ходе работы по программе. Сделать это можно в упражнении «Автопортрет» (7). При анализе отмечаются самые «популярные (кому приписано боль­ше всего рисунков) и самые загадочные (чей рисунок не определи­ли) члены группы, отмечаются и самые яркие работы. Таким обра­зом, упражнение позволяет развивать эмпатию и сплоченность через создание атмосферы доверия в группе, установку на «узнавание» друг друга.

На завершающем этапе работы важно создание позитивной ат­мосферы для дальнейшего общения внутри группы. Достижению этой цели способствует упражнение «Лист пожеланий». Для него заранее готовятся листы бумаги формата А4 с рамочками (можно использовать цветную бумагу). Каждый подросток на листе пишет свое имя и передает соседу слева, а затем получает листок с именем и пишет пожелание хозяину имени, после чего лист опять передает­ся соседу слева. Упражнение выполняется до тех пор, пока все не получат листки со своими именами и пожеланиями. Упражнение повышает настроение участников. Чтобы усилить эффект, можно попросить учащихся зачитать самые понравившиеся пожелания. Листы пожеланий забираются подростками домой.

Работа заканчивается получением обратной связи, подведением итогов, диагностическими процедурами. Прощаясь с группой, ве­дущий отмечает самые удачные моменты, находки группы при решении задач на протяжении всех занятий. Задача тренера — настро­ить подростков на продолжение работы, но уже самостоятельно, без помощи тренера. Также важно отметить, насколько развитие груп­пы способствовало учебным успехам учащихся.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал