Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тренинг лидерства






В условиях возрастающей бизнес - конкуренции и роста требова­ний к качеству работы административно-управленческого персонала повышается значимость лидерства и лидерских умений менеджеров, обеспечивающих умелое и эффективное управления рабочей груп­пой или командой. Организационные, социальные психологи и дру­гие специалисты, изучающие лидерство, дают ему различные опре­деления: искусство добиваться согласия; осуществление влияния на других людей; модель поведения, способствующая достижению вы­сокой эффективности (успешности) деятельности; умение убеждать и властвовать над другими и др. Д. Майерс рассматривает лидерство как процесс, посредством которого определенные члены группы мотивируют и ведут за собой группу (5).

Концепция нашего тренинга предполагает понимание лидерства как процесса организации и управления малой группой, способствую­щего достижению групповых целей в определенные сроки и с оптималь­ной эффективностью. Лидер — это член группы, который выдвинут на роль неформального руководителя в условиях специфической и значимой ситуации для быстрого и успешного достижения резуль­татов деятельности или общей цели. Организационные лидеры по­буждают людей выходить за рамки простого согласия с системой, делать больше и лучше, чем они делали бы в отсутствие лидеров, и их усилия согласуются с достижением организационных целей. Ли­деры помогают отдельным членам группы и всей группе в поста­новке и достижении целей. Идеальным является такое лидерство, которое обусловливает не только достижение поставленных перед группой целей, но и стимулирует индивидуальное развитие членов группы, способствует их самореализации.

Функции организационного лидера таковы:

• координировать и отслеживать процесс работы (анализ инфор­мации о результатах, работе, мотивации подчиненных, осуществление эффективного взаимодействия и сплоченности ь команде, системный анализ ситуации и действий, прогнозирование, корректировка дальнейшей стратегии);

• мотивировать и вдохновлять к дополнительным усилиям, способствовать единому пониманию значения и смысла постав­ленной цели, стимулировать к их достижению.

Умения делового лидера:

• превращать сложные задачи в простые;

• выделять этапы достижения цели;

• придерживаться алгоритма принятия решения;

• анализировать и синтезировать информацию;

• структурировать мысли и лаконично излагать главные идеи;

• сохранять хладнокровие, рассудительность и уравновешен­ность в проблемных (стрессовых) ситуациях;

• использовать интуитивные резервы сознания;

• использовать чужой опыт, помощь и др.

Кац и Кан выделили пять факторов, обусловливающих потреб­ность организации в лидерстве (1);

1. Незавершенность организационной структуры. Лидеры по­могают восполнить недостающие элементы и интерпрети­ровать набор правил, планов, процедур или графиков ра­боты внутри отдельных подразделений и организации в целом.

2. Необходимость связывать подсистемы (подразделения) орга­низации. Лидеры — это звенья, связывающие организацион­ные подсистемы.

3. Организация как открытая система постоянно взаимодейству­ет с быстро меняющимися условиями среды. Лидеры получа­ют ресурсы из внешней среды и делают ее более восприимчи­вой к потребностям организации.

4. Внутренняя динамика организации. Организации изменяют­ся и развиваются. Лидеры прилагают больше усилий к тому, чтобы эти изменения не повредили организации, ее членам, и способствуют позитивным изменениям.

5. Членский состав организации. Люди приходят, уходят и ме­няются. Лидерство обеспечивает преемственность и помога­ет людям приспособиться к изменениям.

Чем больше эта потребность организации в лидерстве, тем веро­ятнее, что найдется человек, который будет признан в качестве ли­дера или который возьмет на себя эту роль.

Наряду с факторами, способствующими потребности организации в лидерстве, существуют ситуации, которые препятствуют проявлению лидерских качеств и умений. Это ситуации, связанные с характеристиками подчиненных, особенностями условий или заданий, отсутствием необходимых ресурсов и др. Лидерское поведение может быть нейтрализовано, когда определенные ситуации не позволяют лидеру проявить свои качества, а определенные «заменители» лидерства могут «блокировать» или снизить значимость лидерского влияния. К таким «заменителям» или «ликвидаторам» лидерского поведения относятся следующие: постоянные, рутинные задания «сверху»; ограничения возможностей лидеров влиять на распределение вознаг­раждений подчиненных и принятие управленческих решений; огра­ничение властных полномочий. Препятствуют лидерству автоном­ность и высокая внутренняя конкурентность в рабочих группах. Большое число независимых, эрудированных и высококвалифици­рованных работников снижает потребность в лидерах какого бы то ни было типа (1). Формальное лидерство — социальный процесс, не­формальное — психологический процесс.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал