Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 1. Медицинская этика и деонтаяогия педиатра 73






дедаека должна быть любовь к миру, и из нее вытекает долг перед другими яЬ> дьми —i основа православия, тогда как по католической трактовке перви-чендолг перед другими, а любовь — следствие осознанного долга. Эта мысль ва каш взгляд — фундаментальная в «Легенде о великом инквизиторе», где ЙК Mi Достоевский гениально показывает крах второй традиции трактовки триста.

;: Г«Русский религиозный философ В. С. Соловьев считал, что в процессе со­вершенствования человека поддерживают три первичных свойства человечес-ийй природы: стыд, жалость и милосердие, благоговение. Человек стыдится своей животности, несовершенства и проявляет половой стыд. Чувство жало­сти и сочувствия проявляется человеком ко всем живым существам, обнару­живая солидарность с ними, что по Соловьеву является непременным усло­вием общественной жизни, а эти три чувства в совокупности и выражают специфическое отношение человека к тому, кого он считает ниже себя, рав­ным себе и выше себя. При этом надо не только благоговеть перед Богом, но и Йбчитать предков и учителей. Вина перед чужой болью — одна из основ хрис­тианской нравственности, так же, как и любовь — мост между нашим несо­вершенным миром и миром Творца. «Смысл человеческой любви есть оправ­дание и спасение индивидуальности через жертву эгоизма» (В. С. Соловьев). Архиепископ Лука (профессор, хирург, автор замечательной книги «Очерки гнойной хирургии», Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий) писал: «Любовь»?.может заключаться в себе самой, ибо основное ее свойство — потребность наливаться на кого-нибудь и на что-нибудь, и эта потребность привела к созда­нию Богом мира» («Дух, душа, тело», СПб., 1995, с. 14). Он также подчеркива­ет* что согласно Священному Писанию органом чувств и особенно высших чувств, высшего подсознания у человека является сердце. Не случайно на боль­шинстве икон Богоматерь держит младенца на левой стороне у сердца.

}; Каждый человек повседневно сердцем решает: делать ему доброе или злое, Шрошееили дурное, и никто за него это решить не может. В народе говорят: -«Сердце подсказало». Сердце каждого человека — арена борьбы добра и зла. ■ Уиеньшить зло в мире надо, прежде всего, активным воспитанием собствен­ного сердца и творением добра, а не «борьбой со злом». Там, где мало добра — трржествует зло. В этом смысле у врача уникальная профессия — он ежеднев­но должен творить добро, с добрым сердцем.

•I Митрополит Иоанн (Снычев) напоминал: «К духовным добродетелям от­носятся искоренение из своего сердца раздражительности, злобы, злопамят­ства, осуждения и снискание великодушия и терпения, чистоты душевной. Дух, согласно учению Церкви, есть та сила, которую вдохнул Бог в человека, завершая сотворение его. Он есть искра богоподобия, горящая в душе челове­ческой, возвышая его безмерно надо всякою земной тварью. Совесть — вот первое осязательное проявление духовной жизни» («Нам доверено отече­ство»).

- Согласно выдающемуся русскому физиологу Алексею Алексеевичу Ухтом­скому, в основе природы человеческого сознания лежит принцип доминанты,


74 Детские болезни, Том 1 '

а важнейшей доминантой, организующей сознание, является «доминанта на лицо другого»: «Только там, где ставится доминанта на лицо другого как на самое дорогое для человека — впервые преодолевается проклятие индивиду­алистического отношения к жизни, индивидуалистического миропонимания, индивидуалистической науки. Ибо ведь только в меру того, насколько каж­дый из нас преодолевает самого себя и Свой индивидуализм, самоупор на себя — ему открывается лицо другого, сам человек впервые заслуживает, что­бы о нем заговорили как о лице».

С. П. Боткин говорил: «Необходимо иметь истинное призвание к деятель­ности практического врача, чтобы сохранить душевное равновесие при раз-, личных неблагоприятных условиях жизни, не впадая при неудачах в уныние или самообольщение при успехах. Нравственное развитие врача — практика поможет ему сохранить то душевное равновесие, которое даст ему возмож­ность исполнить священный долг перед ближними и Родиной, что будет обус­лавливать истинное счастье его жизни».

Великие русские медики С. П., Боткин, Н. И. Пирогов, И. П. Павлов были православными людьми, горячими патриотами своего Отечества.

Типичными чертами русского народа, согласно митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Иоанну, следует считать:

1. Соборность — сознание духовной общности народа, коренящееся в об­
щем служении, общем долге.

2. Державность — сознание каждым ответственности за всех, за нравствен­
ное здоровье общества, выраженное в формуле митрополита московс­
кого Филарета: «Любите врагов своих, сокрушайте врагоц Отечества,
гнушайтесь врагами Божьими».

3. «Всечеловечность», открытость русского характера — отрицание фаль­
шивой национальной спеси, отрицание самоценности национальной
принадлежности, готовность бескорыстного соединения с каждым, при­
емлющим святыни и нравственные устои национальной жизни.

Он писал: «Русская история учит, что общество, желающее сохранить в себе державные черты, должно признавать — верховная власть в стране при­надлежит не партии какой-нибудь, не организации или сословию и даже не народу в целом: она принадлежит основополагающим принципам нравствен­ности. " Не лги! ", " Не воруй! ", " Не блуди! ", " Не скупись! ", " Не завидуй! ", " Не злобься! ", " Не гордись! " — вот что должно определять нашу жизнь... Понятие " русский" в этом смысле не является исключительно этнической характерис­тикой. Соучастие в служении русского народа может принять каждый, при­знающий Богоустановленность этого служения, отождествляющий себя с рус­ским народом по духу, цели и смыслу существования, независимо от национального происхождения» (Иоанн «Россия, Русь, храни себя, храни!»).

На русском языке человек в ответ на сделанное кем-либо ему добро отве­чает «Спасибо», то есть спаси Бог вас. В царской России в паспорте надо было указывать не национальность, а вероисповедание. Ф. М. Достоевский, про-


Глава 1. Медицинская «тика и двомтаяогия педиатра 75

возгласивший: «Мир спасет красота!», прежде всего имел в виду красоту под­вига Христа, отдавшего свою жизнь во искупление грехов человечества, кра­соту христианской любви, которая, по его мнению, и спасет Россию. Западная философия — философия права, русская философия -т философия любви. Любовь — чувственное осознание гармонии и красоты: индивидуальной не­повторимости, воплощенности Божественного начала и осмысленности в дру­гом живом существе или явлении природы, творчества в сочетании с ощуще­нием бесконечности жизни и единства мира, в котором все взаимосвязано и требует взаимного понимания, поддержки и помощи.

В 1-м послании от Иоанна Святого Евангелия читаем: «Бог есть Любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем», «В любви нет страха, яд совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение; боящийся не совершенен в любви» (1-е Ин., 4: 16-18).

; Нет ничего более несовместимого с христианской любовью, чем право силь­ного обидеть, унизить слабого. Конечно, речь идет не только о физической силе, но й; прежде всего, об интеллектуальной и о материальной. Обладатель высо­кого интеллекта, материальных богатств не имеет права снисходительно, свы­сока относиться, презирать не обладающих ими. Интеллектуальная мощь — это не только и даже не столько заслуга индивидуума, сколько дар Божий, обязан­ность служения, долг перед людьми, Отечеством.

Конечно, не следует думать, что сказанное относится лишь к христианс­кой религии. Авиценна (Ибн Сина) еще в X веке писал:

«Заповедны десять вещей для благородного человека, Из которых шесть благородному человеку не присущи: у -> ■ Зависть, подлость, ложь,

Показ (своей) нужды, слабости и боли.

Когда есть (у тебя) богатство, друзьям руку

Нужно протянуть для даяния и помощи.

Когда же бывает (тебе) трудно, не раскрывай тайны,

Пусть лицо твое пожелтеет от боли*.

В Коране сказано, что кто спасет жизнь одному ребенку — спасет мир. Л. Н. Толстой, как известно, в конце жизни «отпавший» от православия, тате изложил заповеди:

1. Не сердитесь и будьте в мире со всеми.

■ 2. Не забавляйтесь похотью блудной.

3. Не клянитесь никому и ни в чем.

4. Не противьтесь злу, не судите и не судитесь.

5. Не делайте различия между разными народами и любите чужих так же,
как своих.



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал