Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






На рубеже ХХI в. Правительство продолжило проведение реформ






Итоги выборов 1999-2000 п. во многом изменили ситуацию в России. В Думе сложилось пропрезидентское большинство, позволившее принять ряд важных законов.

Правительство продолжило проведение реформ. Было призна­но, что залогом их успеха является наличие сильной государствен­ной власти. Президент В. В. Путин предпринял ряд шагов в этом направлении. Было создано семь федеральных округов, в которые назначены полномочные представители президента. Законодатель­ство республик, краев, областей приводится в соответствие с федеральными законами. Установлен новый порядок формирования первой палаты Федерального собрания - Совета Федерации. Он теперь состоит не из глав, а из представителей регионов. Принят закон о партиях, призванный повысить их роль и ответственность в жизни общества. Утверждение Думой в декабре 2000 г. герба, гимна и флага России было призвано консолидировать общество. В них соединены Символы дореволюционной, советской и совре­менной России. Население поддерживало политику Путина. На парламентских выборах 2003 г. победу одержала пропрезидентская партия «Единая Россия». В марте 2004 г. Путин был второй раз избран Президентом Российской Федерации.

Осуществляются налоговая, судебная, пенсионная, военная и другие реформы. Решен вопрос об обороте сельскохозяйственных и других земель. В начале ХХI в. продолжался рост российской эко­номики. Однако сохраняется сильная зависимость этого роста от остающихся высокими мировых цен на нефть.

Реальной угрозой для России, как и для многих других стран остается терроризм. Для России эта угроза во многом связана - напряженной обстановкой в Чечне. О серьезности проблемы сви­детельствуют захват заложников в октябре 2002 г., взрывы летом 2003 г. и зимой 2004 г. в Москве. Наряду с военными мероприяти­ями в Чечне предпринимаются меры по налаживанию там мир­ной жизни, созданию органов управления. На референдуме в 2003 г. население Чечни приняло Конституцию, устанавливающую ос­новы государственности республики и закрепляющую ее нахож­дение в составе России. Прошли выборы президента Чечни.

Совместное противостояние международному терроризму спо­собствовало развитию отношений России с США, НАТО. Однако действия США, нацеленные на усиление своей гегемонии в мире подрыв роли ООН И международного права, вызвали возражении российского руководства. На этой основе укреплялись связи Рос­сии с Францией и Германией. Российская дипломатия действует на всех направлениях. В 2001 г. подписан российско-китайский до­говор о дружбе и сотрудничестве. Отношения партнерства уста­новлены с Индией, многими другими странами. Укреплялось со­трудничество в рамках СНГ. Продолжается создание союзного го­сударства России и Белоруссии.

 

§ 108. Культура второй половины ХХ в.

Новые черты культуры. В 40 - 50-е п. ХХ в. главной темой про­изведений искусства являлась прошедшая война. Событиям вой­ны были посвящены памятники и монументы, литературные про­изведения, важнейшее место военная тема занимала в кинемато­графе, музыке, живописи. Во Франции к теме войны обращались писатели Л.Арагон, П.Элюар, А.Лану. В Германии главной стала тема преодоления нацистского прошлого (тема «расчета с прош­лым»). В ГДР вышли такие романы, как «Пляска смерти» Б.Кел­лермана, «Мертвые остаются молодыми» А.Зегерс. В ФРГ с ог­ромной силой эти проблемы были подняты в произведениях ставшего впоследствии всемирно знаменитым писателя Г. Бёлля (ро­ман «Где ты был, Адам?»). Об этом же писали в своих произведе­ниях немецкие писатели, жившие в годы войны в эмиграции (Т. Манн, Э. Ремарк). Для всех этих произведений характерен реалистический под­ход. Это же отличает творчество американских писателей того вре­мени У. Фолкнера, Э. Хемингуэя. Реализм в литературе сохранял­ся и позже. Подобные явления наблюдались и в кинематографе. После войны огромную известность получают итальянские фильмы, созданные в рамках неореализма. Первым из них стал фильм Р. Росселини «Рим - открытый город» об участниках движения Сопротивле­ния. В 60-70-х гг. ХХ в. В Италии снималось немало фильмов, обращенных к социальной и политической тематике. В них остро ставились проблемы власти и справедливости, свободы и анар­хии. Важнейшую роль в кинематографе играли США. Среди амери­канских фильмов также немало таких, которые обращались к ак­туальной социально-политической тематике. Так, многие выдаю­щиеся произведения посвящены войне во Вьетнаме «Возвращение домой» Х. Эшби, «Апокалипсис сегодня» Ф. Копполы, «Взвод» О.Стоуна). Однако в США преобладают фильмы развлекательных жанров - вестерны, боевики, детективы, фильмы ужасов, фан­тастические фильмы, мелодрамы, комедии. Классическими здесь стали «Звездные войны» ДЖ.Лукаса, «Крестный отец» Ф. Коппо­лы, «Терминатор» и «Титаник» Дж. Камерона и др. Некоторые из подобных фильмов затрагивают острейшие проблемы, в том чис­ле в критическом плане оценивают состояние американского об­щества (трилогия «Матрица» братьев Вачовски, «Бойцовский клуб» Д. Финчера). Популярными остаются различные модернистские направле­ния. В 40 - 50-е гг. хх в. французские писатели Ж. П. Сартр и А. Ка­мю стали пропагандистами философско-литературного течения экзистенциализма. Они проповедовали идеи абсурдности окружа­ющего мира, внутренней свободы человека как возможности сде­лать выбор перед лицом судьбы, его права быть единственным судьей своих поступков. В основе серии романов Сартра «Дороги свободы» лежали сюжеты, связанные с конфликтом между требо­ваниями общества и убеждениями героев романов. В романе Камю «Чума» ставил ась проблема выполнения общественного долга в условиях бедствий. С 50-х гг. ХХ в. популярными становятся авангардистские тече­ния, связанные с понятием «абсурд». Создаются произведения, в которых отсутствует сюжет, рассказывается о бессвязных ощуще­ниях и переживаниях героев. Появляется театр абсурда. В 1953 г. С. Беккет поставил в Париже пьесу «В ожидании Годо», ставшую классикой этого театра. В этом же направлении творил известный румынский драматург Э.Ионеско. Героем абсурдистских пьес яв­лялся «маленький человек» с его беспомощностью перед судь­бой, паническими настроениями. Большим успехом с 60-х п. ХХ в. пользуются авангардистские произведения писателей и поэтов Латинской Америки (Х.Борхес, Х. Кортасар, Г. Маркес и др.). Одно из господствующих положений в литературе занял жанр «фэнтези», В котором авторы помещают своих героев в придуман­ный ими мир. Среди таких произведений особо следует выделить серию романов «Властелин колец» англичанина Дж.Толкиена. Модернистские направления господствовали и в изобразитель­ном искусстве. Здесь начался новый этап, названный постмодер­низмом. В отличие от модернизма, который следовал определен­ным эстетическим нормам и стандартам, постмодернизм основан на смешении разных стилей, художественных форм и приемов. Популярным в 40-60-е гг. ХХ в. был абстрактный экспрессионизм. Для произведений этого направления характерна беспредметность искусства. В 60 - 70-е гг. ХХ в. как определенная реакция на абстрактный экспрессионизм возник поп-арт (популярное искусство). В этом направлении любая вещь может стать предметом искусства. Ху­дожник не создает свое произведение, а собирает, составляет, конструирует нечто из различных материалов. Это нечто объявля­ется «фактом искусства». Поп-арт помимо изобразительного искусства занял господству­ющее положение и в других жанрах. Именно с ним связано появ­ление в 60-е гг. ХХв. рок-н-ролла. В музыкальной сфере его класси­ками стали певец Э. Пресли, группы «Битлз» и «Роллинг Стоунз». Позже появились и другие направления. Возникает огромная ин­дустрия шоу-бизнеса, охватившая весь мир, заполнившая его зву­ко- и видеозаписями. В целом для культуры второй половины ХХ в. характерен процесс глобализации. Единые эстетические вкусы, стандарты, сте­реотипы начинают господствовать в культуре разных стран и народов.

Развитие науки и техники. Основой развития экономики пере­довых стран мира во второй половине ХХ в. стали достижения в сфере науки. Исследования в области физики, химии, биологии позволили кардинально изменить многие стороны промышлен­ного и сельскохозяйственного производства, дали толчок к даль­нейшему развитию транспорта. Так, овладение секретом атома привело к рождению атомной энергетики. Огромный рывок впе­ред совершила радиоэлектроника, что стало основой массового производства радиоаппаратуры и телевизоров. Стало возможным и массовое производство товаров длительного пользования для населения - автомобилей, холодильников, микроволновых пе­чей и т.д. Достижения в генетике позволили получать новые сорта сельскохозяйственных растений, повысить эффективность живот­новодства. Научные открытия вели к созданию таких новых транс­портных средств, как реактивная авиация и космические ракеты. В 70-е гг. ХХ в. начался новый этап научно-технической револю­ции. Наука полностью сливается с производством, превращаясь в непосредственную производительную силу. Еще одной чертой дан­ного этапа стало резкое сокращение сроков между научным от­крытием и его внедрением в производство. Своеобразным симво­лом этого времени стал персональный компьютер, который с последних десятилетий ХХ в. стал неотъемлемой частью как про­изводства, так и частной жизни в развитых странах. Появление Интернета сделало общедоступной огромное количество инфор­мации. Микропроцессоры начали широко при меняться для авто­матизации производства. Огромные перемены произошли в сред­ствах связи. Здесь появились факсы, пейджеры, сотовые телефоны. Принципиально новыми устройствами являются также копиро­вальные аппараты (ксероксы), сканирующие устройства и т.д. Ярчайшие достижения науки второй половины ХХ в. связаны с освоением космоса. Запуск СССР в 1957 г. искусственного спутни­ка Земли и полет в 1961 г. Юрия Гагарина дали толчок к советско-­американской гонке в исследовании космоса. Достижениями этой гонки стали: выход человека в скафандре в открытый космос, стыковка космических аппаратов, мягкие посадки искусственных спутников на Луне, Венере, Марсе, полет человека на Луну, со­здание орбитальных космических станций и многоразовых косми­ческих кораблей и т.д. После распада СССР интенсивность кос­мических исследований заметно снизилась, однако они продол­жаются. Так, началось создание Международной космической станции, в котором принимают участие США, Россия, страны ЕС и др.

 

Вопросы и задания

1.Каковы были основные тенденции развития государств в начале хх в.?

2.С чем связано «пробуждение Азии»? Какие события свидетельствуют об этом?

3. Дайте характеристику уровня развития, внутренней и внешней политики России в начале ХХ в.

4. Каковы причины и ход революции 1905 - 1906 гг. в России? Какие она имела последствия?

5. В чем суть аграрной реформы п. А. Столыпина? Каковы ее ход и результаты?

6. Что такое «серебряный век» русской культуры? Перечислите его основные достижения.

7. Какие события стали предпосылками Первой мировой войны? Ка­ков ее ход и результаты? Как война повлияла на внутреннее состояние воюющих стран, на развитие военной техники?

8. В чем причины падения самодержавия в России? Расскажите об основных событиях февраля - октября 1917 г.

9. Каковы причины Октябрьской революции 1917 г.? Какие первые мероприятия провели большевики?

10. Раскройте суть новых явлений в жизни стран Европы после Пер­вой мировой войны.

11. Дайте характеристику развития передовых капиталистических стран между двумя мировыми войнами.

12. Что такое тоталитарные и авторитарные режимы? В чем причины прихода нацистов к власти в Германии? Каковы были главные направ­ления их политики?

13. Расскажите о международных отношениях между двумя мировыми войнами.

14. В чем состояли особенности развития культуры в первой половине ХХ в.?

15. В чем причины Гражданской войны в России? Какие она имела последствия? Расскажите о политике, которую проводили в те годы боль­шевики?

16. Что такое нэп, каковы его причины и результаты? Расскажите об образовании СССР.

17. С чем связан курс на ускоренную индустриализацию и коллекти­визацию в СССР? Какие социальные процессы происходил и в стране? Проанализируйте итоги развития СССР в 30-е гг. ХХ в.

18.Каковы достижения советской культуры 20 - 30-х гг. ХХ в.?

19.Как страны Азии боролись за независимость и свободу в 20­30-е гг. ХХ в.?

20.В чем причины Второй мировой войны?

21.Опишите основные военные операции Второй мировой войны.

Почему советский фронт был главным в войне?

22. Каковы итоги Второй мировой войны? Как изменилось положе­ние ведущих держав после войны?

23. Назовите причины «холодной войны». В чем выражалось противо­стояние США и СССР в период «холодной войны»?

24. Охарактеризуйте развитие ведущих капиталистических стран во второй половине ХХ в.

25. Как происходило восстановление хозяйства в Советском Союзе в первые послевоенные годы?

26.Какие изменения в стране произошли после смерти и. В. Сталина?

27.Какие реформы проводились в СССР в 50-60-е гг. ХХ в.?

28.Каковы итоги развития СССР к началу 80-х п. ХХ в.?

29.Какие процессы в социальной жизни происходил и в СССР в 50­70-е п. ХХ в.?

30.Перечислите достижения СССР в сфере культуры.

31.Что такое перестройка? Каковы ее направления? К чему она привела?

32. Дайте характеристику развития стран Восточной Европы во второй половине ХХ в.

33. Расскажите о крушении колониальной системы. Как развивались

освободившиеся страны во второй половине ХХ в.?

34. Охарактеризуйте основные события истории Индии и Китая во

второй половине ХХ в.

35.В чем особенности развития стран Латинской Америки?

36.Какую эволюцию претерпели международные отношения во вто­рой половине ХХ в.? Перечислите главные события в этой сфере.

37. Какие реформы проводились в России после 1991 г.? Каковы их результаты?

38.Дайте характеристику современного этапа развития России.

39.Назовите главные явления культуры второй половины ХХ в.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал