Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






И повышение уровня концентрации производства






Чрезвычайно важно здесь подчеркнуть, что П. Богданов не ограничивался одной лишь декларацией «модных» нэповских заявлений, он, будучи председателем ВСНХ, внес огромный личный вклад в дело практического претворения в жизнь новых экономических идей. И действительно, в годы его «верховного главноко­мандования» национальным промышленным производством и в значительной мере обращением очень много было сделано в направлении экономического раскрепо­щения хозяйственных единиц, вновь создаваемые объединения наделялись широ­кими хозяйственными правами и переводились в режим хозяйственного (коммер­ческого) расчета.

В постановлении Президиума ВСНХ от 11 июня 1921 г. отмечалась необходимость немедленной перестройки применительно к условиям НЭПа на следующих
основах: «Во-первых, необходимо установить как принцип, что в области народно­го хозяйства государство никому ничего не дает даром. Во-вторых, что все снаб­жение рабочею нходит в его заработную плату, которая для той части рабочих,
что остается, должна быть повышена значительно и приблизительно к средней
прожиточной норме рабочего. В-третьих, все получаемое рабочим снабжение делится не на количество рабочих, а на единицу выработанного продукта. В-четвертых, дело снабжения рабочих производится всеми снабжающими органами через заводоуправление, администрацию, которая получает необходимое лишь в случае даваемых ею обязательств вышестоящему органу, за невыполнение которых она отвечает по суду. В основу всей экономической политики необходимо положить хозяйственный расчет»94.

9 августа 1921 г. СНК принял исторический декрет «Наказ СТО о проведении в
жизнь начал новой экономической политики». В нем говорилось, что при мето­дах непосредственного государственного управления громадной массой предпри­ятий, снабжении и оплате труда независимо от производительности участники производства не были заинтересованы в результатах своего труда и улучшении производства. Вместо этого предлагался переход к точному хозяйственному расчету, понимаемому как покрытие расходов из собственной выручки. Правиль­ное сбалансированное соотношение затрат и результатов устанавливалось и пла­не. Если оно не соблюдалось, то ответственность падала на сами коллективы. Задача бюджетно-сметных и других распорядительных органов сводилась к от­пуску запланированных средств и последующему контролю95.

16 августа 1921 г. СНК издал и другой известный декрет о расширении прав государственных предприятий в области финансирования и распоряжения мате­риальными ресурсами. Декрет давал право предприятиям свободно расходовать полученные ресурсы в целях выполнения плана, обменивать часть своей продук­ции на недостающие сырье, топливо, материалы, делать закупки за границей машин, материалов и пр. из своей продукции или за наличный расчет, расходовать на поощрение до 10 % фонда зарплаты, заключать договоры и целый ряд других прав96.

Надо сказать, что ВСНХ, а также лично П. Богдановым была проведена большая работа по выполнению упомянутых декретов СНК. 20 августа 1921 г. ВСНХ издал приказ, который обязывал местные совнархозы приступить к их осуществ­лению. При этом указывалось, что все производство должно функционировать на хозяйственном расчете, в соответствии с которым предприятие «должно своей продукцией покрыть все без исключения издержки производства и дать некото­рый излишек (доход)»97. Излагая свое понимание хозяйственного расчета, П. Бог­данов писал, что последний означает «ведение предприятий на таких началах, при которых все затраты на предприятии должны строго учитываться и окупаться, а в результате работы предприятия должно быть увеличение материальных благ»98. Как видим, богдановская трактовка хозрасчета ориентировала не просто на по­крытие издержек и получение прибыли, что нередко достигалось путем простого повышения цен, она недвусмысленно нацеливала на необходимость роста резуль­тативности производства, его эффективности, что представляет собой органичес­кое единство ценностного и натурально-вещественного аспектов, взаимосвязь сто­имости и потребительной стоимости.

Начиналась, таким образом, первая в российской экономической истории советского периода коренная реорганизация системы и методов управления Произ­водством и обращением, в основе которой лежал курс на самоокупаемость и рентабельность всех предприятий и учреждений, переведенных па хозяйствен­ный (коммерческий) расчет и осуществлявших свою производственную и тор­говую деятельность в условиях многоукладной экономики, свободы торговли, широкого использования товарно-денежных отношений, непосредственных хо­зяйственных связей с частным капиталом, кооперацией и арендаторами. И на острие этой перестройки экономики был П. Богданов.

Под руководством П. Богданова перестроечные процессы развивались весьма интенсивно. Вначале хозрасчетные отношения охватили отрасли легкой промыш­ленности, которые теснее других отраслей связаны с рынком, но вскоре они про­никли и в тяжелую индустрию, принеся с собой требования самообеспечения, самоокупаемости и на начальной стадии своего становления (1921-1922 гг.) -безубыточности, а с 1923 г. и прибыльности, которая с этого времени становилась главным обобщающим показателем оценки деятельности арестов.

Тресты наделялись широкими и, что еще важнее, реальными хозяйственными пра­вами. Они распоряжались всем имуществом и продукцией входивших в их состав предприятий, ведали оборотными и другими фондами. Тресты обеспечивали себя продуктами, сырьем, топливом и другими материалами за счет средств, получен­ных от реализации своей продукции на вольном рынке (порой даже на внешнем) и по рыночным ценам. Предоставив предприятиям, снятым с государственного снабжения, возможность свободной реализации производимой ими продукции, го­сударство, однако, оставляло за собой право размещения своих заказов и требова­ло от трестов первоочередного удовлетворения государственных потребителей, а уж затем кооперативных организаций и только после них частных лиц. Большая самостоятельность трестов распространялась и на их кредитование. Они имели право получать ссуды от всех кредитных учреждений, расположенных на терри­тории страны, а в отдельных случаях даже за границей, но с обязательного разре­шения Президиума ВСНХ.

Еще большие возможности для нэповской перестройки, развития хозрасчетных, рыночных отношений давал уже упоминавшийся знаменитый Декрет о трестах от 10 апреля 1923 г. Принятию этого исторического документа предшествовала дискуссия, обнаружившая две основные позиции. Одну из них отстаивали неко­торые ведущие работники аппарата ВСНХ во главе с Ю. Лариным. Ее суть заключалась в том, чтобы максимизировать права Центра (ВСНХ) в области управления, сохранить за ним возможность жесткой регламентации деятельности трестов и таким образом законсервировать целый ряд элементов главкизма. По их мнению, тресты имели право делать только то, что им будет предоставлено в тексте закона, остальные права должны принадлежать ВСНХ.

Вторая позиция, защищавшаяся преимущественно работниками самих трестов, про­возглашала необходимость предоставления трестам максимальной свободы и мини­мизации полномочий ВСНХ. Ее сторонники ратовали за создание трестов, действу­ющих на началах акционерных обществ, за полностью самостоятельное распоряжение ими как основным, так и оборотным капиталом, переданным им государством, т. е. за широкую хозяйственную автономию трестов, сопоставимую с частными предпри­ятиями99.

Декрет от 10 апреля 1923 г. носил компромиссный характер, он явился результа­том сложного влияния борьбы указанных течений экономической мысли с замет­ным все же преобладанием либеральных тенденций. Как нам думается, принятый документ в значительной степени отражал дух воззрений П. Богданова, отвечал его представлениям о соотношении экономической свободы предприятий и госу­дарственного вмешательства, о мере сочетания централизма и демократии в уп­равлении производством и обменом. Об этом свидетельствуют работы, фрагмен­ты которых приводились выше, а также практическая деятельность П. Богданова на постах председателя ВСНХ СССР и РСФСР, в том числе и его усилия по реализации Декрета от 10 апреля.

Декрет предусматривал довольно существенную роль ВСНХ и системе управле­ния промышленностью, В соответствии с его статьями ВСНХ (и СТО) обладали правом учреждать тресты, передавать им уставные капиталы, которые могли кор­ректировать (уменьшать или увеличивать), назначать правления, утверждать про­изводственные программы и сметы, по которым тресты должны работать, утверж­дать отчеты, балансы расходов и доходов, распределять прибыль. Совсем, как видим, немало!

Но и трестам Декрет предоставлял неизмеримо большие, чем прежде, возможно­сти для самостоятельных действий и маневров. Трест прямо рассматривался как пользующееся широкой хозяйственной автономией объединение, меновое хозяй­ство, выступающее свободно на рынке и имеющее своей основной задачей извле­чение и реализацию прибавочной ценности в целях государственного накопле­ния. Уже в статье 1 Декрета указывалось, что тресты - «государственные промышленные предприятия, которым государство предоставляет самостоятель­ность в производстве своих операций, согласно утвержденного для них устава и которые действует на началах коммерческого расчета с целью извлечения при­были. Государственная казна за долга трестов не отвечает».

Получение прибыли рассматривалось как выражение эффективности всех затрат хозрасчетных трестов. Вся их прибыль вносилась по уставу в доход казны, за исключением отчислений, не менее 20 %, в резервный капитал треста, отчислений на образование специального фонда для улучшения быта рабочих, отчислении на выдачу тантьем (2 % прибыли) членам правлений и наградных рабочим и служа­щим. Тем самым оплата работников трестов ставилась в зависимость от факти­ческих итогов их работы.

Декрет выделял и главнейшую черту коммерческого расчета - свободное уста­новление цен. Тресты имели право реализовать продукцию по рыночным ценам, «назначенным по соглашению с покупщиком».

Правда, предоставляя трестам права основных хозяйственно-финансовых единиц, Декрет не коснулся предприятий, рассматривавшихся в качестве производствен­ных ячеек в составе трестов и задыхавшихся в тисках авторитарного трестов­ского управления, мелочной опеки и гипертрофированного контроля.

Но все же главным позитивным итогом перестройки управления производ­ством и обращением был прорыв экономики к рынку, к хозяйственной само­стоятельности объединений. «Главкистская» система управления, несовмести­мая с НЭПом, понесла серьезные потери, по существу, почти все главки, с такой целеустремленностью создавшиеся под руководством А. Рыкова в эпоху «поен­ного коммунизма», с но меньшей страстью уничтожались П. Богдановым и в эпоху повой экономической политики. В результате резко сократился штат работников аппарата ВСНХ.

Линия П. Богданова на ликвидацию большинства главков способствовала повыше­нию роли областных органов, промбюро, которые должны были все больше зани­маться вопросами торговли и промышленности, осуществлять руководство промыш­ленными объединениями и автономными предприятиями, направлять деятельность

губсовнархозов и наблюдать за работой трестов и предприятий подчиненных непос­редственно ВСНХ. Заметно расширились права и таких местных органов, как губ-совнархозы, превратившихся в штабы, планирующих и контролирующих работу местных трестов.

Таким образом, предоставление объединениям и местным органам довольно большой хозяйственной самостоятельности, стремление к отказу от дикта­та директивных методов управления, от системы обязательного снабжения предприятия и обязательной сдачи его продукции главку; вовлечение в хозяй­ственный механизм рыночных связей и товарно-денежного инструментария, коммерческого расчета — во всем этом, несомненно, есть и большая заслуга П. Богданова, твердо стоявшего на платформе НЭПа и глубоко убежденно/о в преимущественной эффективности экономических методов управления и рыночного хозяйствования,


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал