Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мотивация и деятельность






Один из важнейших вопросов мотивации деятельности человека – причинное объяснение его поступков. Такое объяснение в психологии называется каузальной атрибуцией.

Каузальная атрибуция представляет собой мотивированный процесс когнитивного плана, направленный на осмысление по­лученной информации о поведении человека, выяснение при­чин тех или иных его поступков, а главное — на развитие у человека способности предсказывать их. Если один человек знает причину поступка другого человека, то он не просто может его объяснить, но и предсказать, и это очень важно в общении и взаимодействии людей..

Каузальная атрибуция одновременно выступает как потреб­ность человека в понимании причин наблюдаемых им явлений как его способность к такому пониманию. Каузальная атрибу­ция непосредственно связана с регуляцией человеческих отно­шений и включает объяснение, оправдание или осуждение по­ступков людей.

Особым видом каузальной атрибуции является приписыва­ние ответственности за те или иные поступки. При определе­нии меры ответственности личности на результат каузальной атрибуции могут повлиять три фактора: (а) близость или удаленность субъекта, которому приписывается ответственность, от того места, где было совершено действие, за которое ему приписывается ответственность; (б) возможность субъекта пред­видеть исход выполненного действия и предусмотреть заранее его возможные следствия; (в) преднамеренность совершенного действия.

В исследованиях атрибуции ответственности среди прочих установлены следующие интересные психологические факты:

1. Индивиды, которые уже однажды были виновниками со­деянного, склонны усматривать первопричину действий, подо­бных совершенным ими ранее и в аналогичных ситуациях, в личностных качествах людей, а не в складывающихся незави­симо от них обстоятельствах.

2. При невозможности отыскать рациональное объяснение случившемуся, исходя из сложившихся обстоятельств, человек проявляет склонность видеть эту причину в другом человеке.

3. Большинство людей проявляет явное нежелание призна­вать случай как причину их собственного поведения.

4. В случае тяжелых ударов судьбы, неудач и несчастий, за­трагивающих кого-либо лично и касающихся значимых для не­го людей, человек не склонен искать причины этого только исключительно в сложившихся обстоятельствах; он обязательно винит себя или других в произошедшем. Так, например, родители обычно упрекают себя в несчастиях своих детей, выговаривают самим детям за тот вред, который был им причинен волей случая (упавший, Жарившийся или порезавшийся чем-то ребенок).

5. Иногда жертвы насилия, будучи очень совестливыми и ответственными людьми, упрекают самих себя в том, что явились жертвами нападения, спровоцировали его. Они уверяют себя в том, что в будущем, ведя себя иначе, смогут оградить себя от нападений.

Совершенно иначе ведут себя индивиды, мотивированные на избегание неудачи. Их явно выраженная цель в деятельно­сти заключается не в том, чтобы добиться успеха, а в том, что­бы избежать неудачи, все их мысли и действия в первую оче­редь подчинены именно этой цели. Человек, изначально моти­вированный на неудачу, проявляет неуверенность в себе, не верит в возможность добиться успеха, боится критики. С рабо­той, особенно такой, которая чревата возможностью неудачи, у него обычно связаны отрицательные эмоциональные пережи­вания, он не испытывает удовольствия от деятельности, тяго­тится ею. В результате он часто оказывается не победителем, а побежденным, в целом — жизненным неудачником.

Индивиды, ориентированные на достижение успеха, способ­ны правильнее оценивать свои возможности, успехи и неудачи и обычно выбирают для себя профессии, соответствующие име­ющимся у них знаниям, умениям и навыкам. Люди, ориенти­рованные на неудачи, напротив, нередко характеризуются неа­декватностью профессионального самоопределения, предпочи­тая для себя или слишком легкие, или слишком сложные видя профессий. При этом они нередко игнорируют объективную информацию о своих способностях, имеют завышенную или заниженную самооценку, нереалистичный уровень притязаний.

Люди, мотивированные на успех, проявляют большую настойчивость в достижении поставленных целей. При слишком легки и очень трудных задачах они ведут себя иначе, чем те, кто мотивирован на неудачу. При доминировании мотивации достижений успеха человек предпочитает задачи средней или слегка повышенной степени трудности, а при преобладании мотивации избегания неудачи — задачи, наиболее легкие и наиболее трудными.

Значимая, отдаленная во времени цель в большей степени способна стимулировать деятельность человека с развитым мо­тивом достижения успеха, чем с выраженным мотивом избега­ния неудачи.

Рассмотренные факты показывают, что прямой корреляции между силой мотива достижения успехов и величиной мотива избегания неудачи ожидать не приходится, так как, кроме ве­личины и характера мотива стремления к успехам, успехи в учеб­ной деятельности зависят от сложности решаемых задач, от до­стижений или неудач, которые имели место в прошлом, от многих других причин. Кроме того, непосредственная зависи­мость между мотивацией и достижениями успехов в деятельно­сти, даже если она существует (при нейтрализации действий многих других значимых факторов), не носит линейного харак­тера. Особенно это касается связи мотивации достижения ус­пехов с качеством работы.

Кроме мотива достижения на выбор задачи и результаты де­ятельности влияет представление человека о самом себе, кото­рое в психологии именуют по-разному: «Я», «образ Я», «само­сознание», «самооценка» и т.д. Люди, приписывающие себе такое качество личности, как ответственность, чаще предпочитают иметь дело с решением задач средней, а не низкой или высокой степени трудности. Они же, как правило, обладают и более со­ответствующим действительным успехам уровнем притязаний.

Другой важной психологической особенностью, влияющей на достижения успехов и самооценку человека, являются тре­бования, предъявляемые им к самому себе. Тот, кто предъявля­ет к себе повышенные требования, в большей мере старается добиться успеха, чем тот, чьи требования к себе невысоки.

Немаловажное значение для достижения успеха и оценки результатов деятельности имеет представление человека о присущих ему способностях, необходимых для решаемой задачи установлено, например, что те индивиды, которые имеют высокое мнение о наличии у них таких способностей, в случае неудачи в деятельности меньше переживают, чем те, кто считает, что соответствующие способности у них развиты слабо.

Выявлены особенности людей, способствующие и препятст­вующие появлению у них чувства когнитивной беспомощно­сти. Оказалось, что при сильно выраженной мотивации дости­жения успехов и уверенности в том, что многое зависит от самого действующего лица, чувство беспомощности, его отрицатель­ные следствия возникают реже, чем при наличии мотивации избегания неудач и неуверенности. Более всего поддаются такому чувству люди, которые слишком поспешно и неоправданно часто о& ьясняют свои неудачи отсутствием у них необходимых спо­собностей и имеют заниженную самооценку.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал