Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Знание и вера.






Знание и вера. Соотношение между знанием и верой прежде всего проблема философии, для которой столь существенно установить модусы отношения человека к внешнему миру и принципы познания этого мира. Исходный путь нормативной философии состоит в необходимом разграничении этих двух позиций и установок. Различие усматривалось в том, что знание — адекватное суждение о мире, проверенное практикой, в то время как вера — принятие установленных утверждений и решимость придерживаться этих взглядов. На протяжении длительного времени полемика велась между философией и теологией, и вера обычно представала как предмет попечения теологии. Однако в этих спорах теология отнюдь не отказывалась от претензий на знание, подчеркивая, что одной веры недостаточно и нужно знание о Боге, о его Слове, о Деяниях пророков и святых, чтобы стать подлинно религиозным человеком. Тем не менее всякая религия ставила знанию определенные пределы, за которыми оно становилось излишним, нежелательным и даже вредным, если оно превращалось в орудие подрыва веры в религиозные принципы. Поэтому религия оперирует во многом веро-знанием, в котором нет четкого разделения этих двух компонентов и которое само отделено от ереси как ложного знания и заблуждения*.

Хотя в ходе развития просвещения философская установка на преимущество и предпочтительность знания по сравнению с верой одержала верх, во второй половине XIX в. ей пришлось во многом потесниться, уступив место социологии, обратившейся к изучению действительных функций религии, идеологии и культуры в целом.

Однако дело не только в собственно религиозной вере, связанной со знанием высших духовных сущностей. Во все времена общество оперирует и знаниями, сопряженными с низшими верованиями. К их числу следует отнести астрологию, хиромантию, Шаманство, прорицательство, колдовство, ведовство, гадания раз-

* См.: Фролова Е.А. Проблема веры и знания в арабской философии. — М., 1983.

ного рода. В новейшее время к этому перечню добавились спиритизм, экстрасенсорика, уфология, телепатия, полтергейстика и т.д. Содержащиеся в них элементы знания переплетены с пред-

Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учебник для студентов высших учебных заведений. — Издание третье, 80 доп. и перераб. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 591 с. Янко Слава 81 (Библиотека Fort/Da) || https://yanko.lib.ru

ставлениями того уровня, который составляет содержание мифологии как компонента культуры, выполняющего определенные функции в регуляции духовной деятельности. К этой проблематике мы обратимся уже в следующей главе.

Знание — непременная предпосылка хозяйственной деятельности, и значение этой предпосылки постоянно возрастает в истории хозяйства. Знание — условие не только технологических процессов, но и движения товаров и ресурсов.

В эпоху научно-технической революции оно опредмечивается в наукоемкие технологии, меняет или сокращает потребность в сырье, рабочей силе, времени и капитале, становясь важным ресурсом передовой экономики. Вот почему в зрелом индустриальном и тем более в постиндустриальном обществе разрастание научных и информационных отраслей приводит к тому, что количество занятых в них и объем производства в денежном отношении превосходит соответствующие данные для традиционных отраслей. По мнению многих ученых, основным ресурсом постиндустриального общества становится знание. Богатство такого общества в значительной степени определяется суммой накопленных знаний и умением продуктивно их использовать. Развитые страны в середине 90-х гг. XX в. уже около 1/5 своего продукта тратят на производство и распространение знаний. Ежедневно во всем мире печатается около 1000 названий книг. Производство знаний становится определяющим фактором как в конкуренции компаний или отраслей промышленности, так и целых стран. А ведущей группой общества становятся люди знания, т. е. специалисты, которые располагают знаниями, вырабатывают, контролирует и применяет их на практике.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал