Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эластичность спроса и предложения. Практическое использование показателей эластичности






 

Существует зависимость между изменением цены и тем количе­ством товара, на которое люди увеличивают или уменьшают свои по­купки. Это понятие обозначается как ценовая эластичность спроса. Эластичность означает интенсивность реакции покупателей. Если не­большое изменение цены сильно изменяет объем покупок, то спрос эла­стичен. Если даже очень большое изменение цены лишь ненамного изменяет объем покупок, то говорят, что спрос неэластичен.

Ценовая эластичность спроса = изменение покупок в %: изменение цены в %.

Пример: цена масла увеличилась на 10%, что привело к сокращению количества продаваемого масла на 5%. Эластичность спроса в этом случае равняется: 5%: 10% = 0, 5

Варианты эластичности спроса:

1. Неэластичный спрос имеет место, когда приобретаемое количе­ство товара увеличивается меньше, чем на 1% на каждый процент сни­жения цены этого товара (слабая реакция).

2. Эластичный спрос имеет место, когда спрос возрастает больше, чем на 1% на каждый 1% снижения цены (сильная реакция).

3. Единичная эластичность имеет место, когда покупаемое количе­ство вырастает на 1% при снижении цены на 1%.

Спрос на товар зависит не только от цены на этот же самый товар. Он зависит и от цен на другие товары. Данная зависимость характери­зуется перекрестной эластичностью спроса по цене.

Перекрестная эластичность = прирост покупок: прирост цены

Эта формула нам уже знакома. Отличие лишь в том, что объем спроса относится к одному товару, а цена Р - к другому. Спрос на дан­ный товар при увеличении цены на другой товар может и возрастать, и убывать. Например, рост цены на бензин должен снижать спрос на ав­томобили. Повышение цены на хозяйственное мыло увеличивает спрос на стиральный порошок. Таким образом, перекрестная эластичность бывает и отрицательной, и положительной.

Эластичность спроса является чрезвычайно важным показателем для продавцов, которые хотят выявить последствия влияния изменения цен на полученную ими выручку. Когда пластичность спроса на какой-либо товар выше 1, то небольшое снижение цены увеличивает стоимость продаж и совокупную выручку. Когда эластичность спроса меньше 1, то небольшое снижение цены сокращает стоимость продаж данного - товара и снижает совокупную выручку. Наоборот, повышение цены имеет смысл при неэластичном спросе (эластичность спроса мень­ше 1). В этом случае возрастет стоимость продаж. При эластичном спросе (эластичность выше 1) нет смысла повышать цену, так как сни­зится объем продаж.

Теперь обратимся к эластичности спроса по доходам.

Эластичность спроса по доходам = прирост покупок в %: прирост дохода в %.

Рост дохода увеличивает возможность совершения покупок. Спрос на большинство товаров с увеличением дохода возрастает. Эластич­ность спроса на товары первой необходимости весьма мала (меньше 1), а на предметы роскоши - велика (больше 1). Кроме того, существуют товары, которые при достаточно высоком уровне доходов вытесняются лучшими товарами заменителями, спрос на них падает (товары низкого качества). Таким образом, эластичность по доходу для некоторых това­ров отрицательная.

Эластичность предложения. Аналогично эластичности спроса вводится понятие эластичности предложения, которое характеризует чувствительность, реакцию предложения на изменение цены товара.

Эластичность предложения по доходам = процентное изменение количества предложенного товара: процентное изменение цены

Эластичность предложения зависит от ряда факторов.

1. Способность к длительному хранению и стоимость хранения. Для товара, который не может храниться длительное время, эластичность предложения будет низкой.

2. Особенности производственного процесса. Если производитель товара может расширить его производство при повышении цены, либо при понижении цены переключиться на выпуск другой продукции, то предложение этого товара является эластичным.

3. Временный фактор. Производитель не в состоянии мгновенно реагировать на изменение цены, так как требуется определенное время, чтобы нанять дополнительных рабочих, закупить оборудование, сырье, либо уволить рабочих, рассчитаться с банковским кредитом.

Могут быть ситуации, когда предложение неэластично, тогда увеличение спроса ведет не к росту предложения, а к инфляционному рос­ту цен.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал