Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конституционный принцип многопартийности и правовой статус политических партий в РФ.






Основой правового статуса политических партий в Российской Федерации служат несколько статей действующей Конституции РФ.

В качестве одной из основ конституционною строя в Конституции закреплена многопартийность (ч. 3 ст. 13), что носит исторически принципиаль-ный характер, поскольку вплоть до 1990 г. в стране была однопартийная система. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ).

Многопартийность означает, что в России на определенных законом основаниях могут создаваться, регистрироваться и осуществлять свою деятельность различные общественные политические объединения. Каждая партия как разновидность общественного объединения, выражая политическую волю своих членов, стремится к участию в формировании органов государственной власти и органов местного самоуправления.

В Конституции Российской Федерации подчеркивается, что «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» (ч. 2 ст. 13).

Многопартийность означает не только возможность существования ряда политических партий с различными программами (идеологический плюрализм), но и равноправие всех созданных и действующих в соответствии с законом партий.

Согласно статье 30 Конституции РФ (право на объединение), политические партии создаются свободно, без каких-либо разрешений на учредительном съезде или конференции партии.

Членство в партии, согласно той же статье, добровольно, и никто не может быть принужден к вступлению в партию или лишен возможности выхода из нее. Свобода вступления в партию ограничена законом в отношении некоторых должностных лиц (судей, военнослужащих).

Действующим законодательством не допускается создание и деятельность организационных структур политических партий в органах государственной власти (кроме представительных), в государственных учреждениях и на предприятиях, в вооруженных силах, органах госбезопасности и в правоохранительных органах.

Создаваемая политическая партия, чтобы получить статус таковой, должна зарегистрировать требуемым образом принятый устав, определяющий ее наименование, структуру, членство, руководящие органы, источники финансовых средств, порядок прекращения деятельности.

Политическая партия должна иметь свою программу, из которой общество узнает идеологию партии, ее цели и пути их достижения.

Наряду со свободой создания и деятельности партий, их равенством, государственной поддержкой, правовой статус партий включает их обязанности перед обществом и государством, финансовую прозрачность, соответствие программных установок и деятельности конституционному правопорядку. Конституция запрещает создание и деятельность политических партий, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (ч. 5 ст. 13).

Партия имеет право участвовать в избирательном процессе, распространять информацию о своей деятельности, учреждать свои средства массовой информации, проводить митинги и демонстрации, устанавливать и поддерживать международные связи, создавать отделения на местах. Для проведения избирательной кампании партии получают финансовую помощь от государства.

В остальном их денежные средства складываются из членских взносов, поступлений от издательской и иной деятельности, соответствующей уставным целям, а также из добровольных пожертвований, которые, однако, не могут исходить от государственных организаций и предприятий (в том числе и частных с участием государства), от благотворительных и религиозных организаций, иностранных государств, граждан и юридических, других политических партий. Не допускаются анонимные пожертвования.

Запрет политических партий (а также приостановление их деятельности на срок до шести месяцев) по основаниям, предусмотренным ч. 5 ст. 13 Конститу-ции, отнесен к компетенции судов общей юрисдикции.

Таким образом, принцип политического плюрализма, провозглашаемый Конституцией РФ, обладает рядом бесспорных преимуществ, но эти преимущества могут быть реализованы исключительно в рамках конституционности. Кроме того, конкретная реализация принципа политического плюрализма предполагает наличие особого типа правовой культуры, толерантной и компромиссной.

Более детальное правовое регулирование деятельности политических партий в России регулирует федеральный закон.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал