Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ХАОСМОС — понятие постмодернистской фило­софии, фиксирующее особое состояние среды, не иден­тифицируемое однозначно ни в системе отсчета оппози­ции хаос — космос






ХАОСМОС — понятие постмодернистской фило­софии, фиксирующее особое состояние среды, не иден­тифицируемое однозначно ни в системе отсчета оппози­ции хаос — космос (см. Космос, Хаос), ни в системе от­счета оппозиции смысл — нонсенс, но характеризую­щееся имманентным и бесконечным потенциалом упо­рядочивания (смыслопорождения) — при отсутствии наличного порядка (семантики). Термин " X." был вве­ден Д.Джойсом (" Поминки по Финнегану") как продукт контаминации понятий хаоса, космоса и осмоса. В клас­сическом постмодернизме понятие " X." тесно связано с концептами " нонсенса" и " нестабильности". Соглас­но рефлексивной оценке классиков постмодернизма, сам феномен постмодерна " порожден атмосферой не­стабильности": культура эпохи постмодерна ориенти­рована на осмысление именно нестабильности как та­ковой, — или, по Лиотару, " поиск нестабильностей". Феномен " нестабильности" осмысливается постмодер­нистской рефлексией над основаниями современной культуры в качестве фундаментального предмета инте­реса постмодерна: собственно, по формулировке Лиотара, " постмодернистское знание... совершенствует... на­шу способность существовать в несоразмерности" (ср. с современным синергетическим видением мира, которое рефлексивно обозначается Пригожиным как " Филосо-

фия нестабильности"). И если синергетика рассматри­вает в качестве непосредственного предмета своего ана­лиза неравновесные системы, характеризуемые таким течением процессов самоорганизации, при которых принципиально невозможно любое невероятностное прогнозирование будущих состояний системы, то пост­модернизм демонстрирует практически изоморфную парадигмальную установку, ориентируясь на исследова­ние принципиально непредсказуемых нелинейных ди­намик как способа бытия нестабильных хаотизированных систем (например, трактовка Делезом и Гваттари такого феномена, как " тело без органов": последнее ин­терпретируется как обладающее " лишь интенсивной ре­альностью, определяющей в нем уже не репрезентатив­ные данные, но всевозможные аллотропические вариа­ции" — см. Тело без органов). Именно исходя их пре­зумпции креативного потенциала нестабильных (нерав­новесных) сред трактует постмодернизм и проблему источника самоорганизационных процессов: например, в номадологическом проекте постмодернизма (см. Но­мадология) таковым источником выступает " потенци­альная энергия" системы, которая оценивается в качест­ве " метастабильной" (Делез, Гваттари). Важно при этом отметить то обстоятельство, что хаос в постмодернист­ском контексте трактуется, как и в синергетике, в пер­вую очередь, в аспекте своей креативности: отсутствие наличной организации понимается как открытость раз­личным возможностям конфигурирования, — напри­мер, лишенный изначального смысла текст предстает как принципиально незамкнутое поле актуализации плюрально множащихся потенциальных семантик (см. Означивание, Пустой знак, Хора). — Постмодернист­ский хаос трактуется в аспекте своей креативности: ак­цент делается не на отсутствии наличной упорядочен­ности, но на потенциальной плюральной версифицированной космичности. " Метастабильность" постмодер­нистски понятой предметности заключается в том, что последняя, строго говоря, не может быть интерпретиро­вана ни в качестве просто хаотичной, ни в качестве кос­мически упорядоченной (если понимать эту упорядо­ченность как окончательное обретение структуры и смысла). Согласно постмодернистской версии видения реальности, налично данное бытие представляет собой " имманентное тождество космоса и хаоса", " некий ха­ос-космос", " игрусмысла и нонсенса" (Делез). Очевид­но, что данная семантическая фигура не только семан­тически изоморфна базовому постулату синергетики — " порядок из хаоса", — но и выражает зафиксированный синергетикой осцилляционный механизм осуществле­ния процесса самоорганизации (см. Синергетика). По­добно тому, как в современном естествознании креатив­ность хаоса связывается с пониманием последнего в ка-

честве достигнутого, постмодерн также признает до­стижение хаоса" содержательно необходимым этапом процедур смыслопорождения. В частности, для постмо­дернизма характерна идея сознательного создания хао­тичности, понимание хаоса как достигнутого в резуль­тате целенаправленной процедуры по отношению к се­мантическим средам: от предложенного в свое время А.Жарри в контексте " патафизики" принципа " внесения хаоса в порядок" — до сформулированного Д.В.Фокке­ма принципа " нонселекции" как преднамеренного со­здания текстового хаоса. В контексте постмодернист­ской номадологии понятие " X." обретает фундаменталь­ный статус: согласно Делезу и Гваттари, в современной картине мира " хаосмос -корешок /подчеркнуто мною — М.М./ занял место мира корня" (т.е. мира линейно выст­роенных осей и линейно понятых закономерностей — см. Ризома). В постмодернистском контексте понятие " X." интерпретируется уже не просто как контаминация " хаоса", " космоса" и " осмоса", — хаос мыслится как чреватый космосом, и возможность этой космизации (упорядочивания) реализуется в актах переходов его из одного осмотического состояния в другое: бытие ризо­мы как реализующее себя посредством осцилляции между этими состояниями (по формулировке Делеза и Гваттари, " меж-бытие, интермеццо").

М.А. Можейко


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал