Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Специальные технические средства, используемые при обучении лиц с нарушениями слуха






Педагогический процесс в школах для лиц с
нарушениями слуха немыслим без технических
средств.

В коррекционной работе по формированию
речи и улучшению качества ее восприятия исполь-
зуются звукоусиливающие устройства: аудиоклас-
сы, слухоречевые тренажеры индивидуального и
I руипового назначения.

Современные слуховые классы основаны
инфракрасном принципе, когда идет беспроводно
усиление речи педагога. Эти аудиторные FM-си
темы позволяют ученику, сидящему в любом ряд
распознавать голос учителя даже при наличии ф
нового шума: у учителя имеется передающее у
ройство с микрофоном, а у слабослышащих учен
ков - принимающие устройства, усиливающие г
лос учителя. Подобные FM-системы используют
также в кинотеатрах. Есть и проводные униве
сальные классы, где каждый ученик имеет допо
нительное устройство, настраиваемое один раз
начале учебного года.

Предприятием " Исток-Аудио" выпускаете
слухоречевой тренажер " Соло", с помощью кото
рого можно заниматься с ребенком развитием ре-
чи и исправлением дефектов дикции. Тренажер на-
страивается на индивидуальные особенности слуха
ребенка. " Исток-Аудио" выпускает также провод-
ные аудиоклассы " Сонет" и звукоусиливающую
аппаратуру на радиопринципе.

Слухоречевые тренажеры индивидуального
и коллективного пользования выпускаются
НПФ " Унитон", ООО " Глобус-А". ООО " Дэльфа"
производит аудиовизуальные тренажеры на
базе ПК — для развития речи у слабослышащих
детей.

Помимо звукоусиливающей аппаратуры кол-
лективного пользования классы в специальных
школах оснащаются разнообразными технически-
ми средствами, обеспечивающими передачу ин-
формации на зрительной основе (средства стати-
ческой и динамической проекции, видеотехника и
др.). Некоторые учебные видеофильмы снабжа-
ются субтитрами.

Примечательно, что Конгресс США еще в
1958 г. законодательным актом предписал образо-
вательным организациям и учреждениям приобре-
тать или брать в прокат учебные фильмы с субти-
трами для инвалидов по слуху. В 1962 г. были при-
няты поправки к акту об эффективном производ-
стве учебных фильмов для глухих, их широком ис-
пользовании в процессе обучения в образователь-
ных учреждениях. В 1965 г. такие организации и
учреждения получили широкие полномочия по
производству фильмов с субтитрами, других форм
учебных материалов, диапозитивов. Поправки
1967 г. расширили рамки производства, распреде-
ления образовательных информационных средств
не только для детей, но и для родителей, препода-
вателей, предпринимателей и представителей ор-
ганов власти, образования и физических лиц, непо-
средственно вовлеченных в работу с инвалидами.
Законодательно была предусмотрена необходи-
мость исследований в области использования об-
разовательных средств информации для обучения
глухих.

В практике коррекционно-педагогической ра-
боты с глухими и слабослышащими во многих
странах используются многочисленные компью-
терные программы, предназначенные для разви-
тия артикуляционных умений, слухового воспри-
ятия, формирования навыков чтения с губ, обуче-
ния жестовому и словесному языку и др. Перспек-
тивным является направление, создающее компь-
ютерные технологии типа " видимая речь". Специ-

алисты разрабатывают интерактивные методы
" творческого взаимодействия" глухого ученика с
видеомагнитофоном и компьютером. Выяснено,
что лингвистическая компетенция глухих и их са-
мостоятельная письменная речь улучшаются в
процессе создания ими текстов к видеофильмам,
снимаемым самими учащимися.

Индивидуализированные компьютерные про-
граммы по различным темам и по разным учеб-
ным предметам позволяют глухим получать учеб-
ную информацию в более доступном для них опти-
ческом, а не акустическом варианте.

Глава VI

 

ВЗГЛЯДЫ НА ГЛУХОТУ

 

 

В конце 1940-х гг. ООН приняла Всеобщую де-
кларацию прав человека, положив в ее основу уни-
версалистскую концепцию. Но уже тогда группа
американских антропологов под руководством
М. Херсковица выступила с меморандумом, под-
вергающем сомнению универсалистскую концеп-
цию прав человека. Они подчеркнули, что человек
свободен только в том случае, если он может жить
согласно тому пониманию свободы, которое при-
нято в его обществе, поэтому мировой порядок не
будет действенным, если он не будет поощрять
свободного развития личностей членов конституи-
рующих этот порядок сообществ. В 1978 г. знаме-
нитый французский антрополог К. Леви-Строс пи-
сал, что " мировая цивилизация не может быть в
мировом масштабе ничем иным, кроме как коали-
цией культур, каждая из которых сохраняет свою
самобытность".

С тех пор новые идеи получили значительное
развитие. Современная эпоха характеризуется об-
щей сменой парадигм в восприятии мира, в науке,
новым пониманием культуры, пересмотром базо-
вых представлений о человеке и обществе. Унита-
ристская концепция равенства, утверждающая
право каждого человека " быть как все", уступает



место пониманию и принятию уникальности каж-
дой
культуры, каждой личности, ее права на со-
хранение самобытности. Западное общество рас-
сматривает себя как динамическую совокупность
различных микросоциумов (религиозных, языко-
вых и пр.) и признает за их членами право на соб-
ственный стиль жизни - активно утверждается
плюралистическая парадигма (мультикультурная
модель): наиболее приемлемой формой социаль-
ного восприятия при взаимодействии этнических
общностей и культур считается не интеграция, а
сопоставление - принятие и признание различий.
Более того, «принятие " ситуативной перспекти-
вы" делает возможным трактовать появление но-
вых форм идентичности или " этничностей по сог-
лашению" как нормальную черту любого мульти-
этнического общества»22.

Меняется и отношение общества к людям,
которых ранее называли инвалидами и которые
ныне называются " людьми с особыми потребно-
стями". Относительно глухих людей, их места в
мире в современной зарубежной научной и пуб-
лицистической литературе высказываются диа-
метрально противоположные утверждения.
Последние обусловлены той или иной концепци-
ей глухоты: биолого-медицинской или социо-
культурной, которой придерживаются авторы.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал