Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конституционные принципы правосудия






Правосудие – непосредственное осуществление судебной власти, это такой вид государственной деятельности, который предназначен для рассмотрения и разрешения в установленном законом порядке различных споров, связанных с действительным или предполагаемым нарушением законодательства, прав и интересов граждан и их объединений. Правосудие – самостоятельная отрасль государственной деятельности, которую осуществляет суд путем рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях в особой, установленной законом процессуальной форме гражданских, уголовных и иных дел. Деятельность суда по осуществлению правосудия направлена на охрану прав и законных интересов физических и юридических лиц, государства.

Одним из важнейших принципов является осуществление правосудия только судом (ст. 118 Конституции). Это означает, что в Российской Федерации нет и не может быть никаких, кроме судов, государственных или иных органов, которые располагали бы правом рассматривать и разрешать гражданские, уголовные и другие дела. Согласно Конституции РФ (ч. 2 ст. 118) судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Конституция РФ, Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе в Российской Федерации» определяют систему судов, действующих в РФ, что исключает возможность образования государственных и общественных органов, наделенных функцией правосудия. В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.

К федеральным судам относятся: Конституционный Суд Российской Федерации; Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; Высший арбитражный суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

Особо подчеркивается, что создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом, не допускается.

Следующий принцип отправления правосудия: разбирательство дел во всех судах является открытым. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом (см., например, ч. 2 ст. 241 УПК РФ, ст. 10 ГПК РФ):

1) разбирательство дела в суде может привести к разглашению государственной или иной охраняемой федеральным законом тайны;

2) рассматриваются дела о преступлениях, совершенных лицами, не достигшими возраста шестнадцати лет;

3) рассмотрение дел о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности и других преступлениях может привести к разглашению сведений об интимных сторонах жизни участников судопроизводства либо сведений, унижающих их честь и достоинство;

4) этого требуют интересы обеспечения безопасности участников судебного разбирательства, их близких родственников, родственников или близких лиц.

В любом случае, слушание дела ведется с соблюдением всех правил судопроизводства. Приговоры и решения оглашаются в открытом заседании.

Часть 2 ст. 123 Конституции РФ закрепляет принцип заочного разбирательства уголовных дел в судах не допускается. Судебное разбирательство уголовного дела проводится при обязательном участии подсудимого (ч. 1 ст. 247 УПК РФ), за исключением некоторых случаев:

1. Судебное разбирательство в отсутствие подсудимого может быть допущено в случае, если по уголовному делу о преступлении небольшой или средней тяжести подсудимый ходатайствует о рассмотрении данного уголовного дела в его отсутствие (ч. 4 ст. 247 УПК РФ).

2. В исключительных случаях судебное разбирательство по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях может проводиться в отсутствие подсудимого, который находится за пределами территории Российской Федерации и (или) уклоняется от явки в суд, если это лицо не было привлечено к ответственности на территории иностранного государства по данному уголовному делу (ч. 5 ст. 247 УПК РФ).

Следует подчеркнуть, что данное правило касается рассмотрения судами уголовных дел – категории самых опасных правонарушений, за которые предусмотрена самая большая ответственность.

Конституция устанавливает, что судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Эта конституционная норма ставит в равное положение все стороны в процессе, избавляя правосудие от обвинительного уклона.

В случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей (ч. 4 ст. 123 Конституции РФ). В ч. 3 ст. 31 УПК РФ указаны наиболее тяжкие и опасные преступления, по которым дела могут быть рассмотрены судом присяжных. Это государственная измена, терроризм, призывы к насильственному изменению конституционного строя, бандитизм, умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах, посягательство на жизнь сотрудника милиции и другие. По этим составам преступлений предусмотрены суровые наказания, что порождает необходимость усиления гарантий защиты подсудимых. Суд присяжных образуется при Верховном Суде РФ, верховных судах республик, краевых, областных судах, судах городов федерального значения, судах автономной области и автономных округов, окружных (флотских) военных судах в количестве 12 заседателей и одного судьи. Коллегия присяжных заседателей формируется на основании списка избирателей на соответствующей территории.

Финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом (ст. 124 Конституции РФ).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал