Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Механизм экономичного равновесия товарного рынка. Анализ моделей равновесия.






Важным условием функционирования товарного рынка является экономическая свобода его субъектов. Они должны иметь право свободно выбирать отрасль производства, тип продукции, распоряжаться ею, устанавливать связи, вести собственную финансовую политику в соответствии с действующим законодательством и т.п. Возможность выбора партнера, создание конкурентной среды. Конкуренция обеспечивает (наряду с другими факторами) эффективное функционирование товарного рынка. Конкуренция выполняет ряд функций: регулирование, распределения, мотивации.
Функция регулирования заключается в том, что в условиях конкуренции механизм рынка гарантирует переливания факторов производства в отрасли, на продукцию которых существует наибольший попит.
Функция распределения означает, что достигнуто в условиях конкуренции рыночное равновесие определяет доходы предприятий, которые в дальнейшем перераспределяются между домашними хозяйствами и другими предприятиями и установами.
Функция мотивации заключается в том, что конкуренция создает для предприятий стимулы по экономии затрат, внедрение прогрессивных технологий.
В экономической теории существует понятие совершенной конкуренции. Считается, что конкуренция является совершенной, если ни один из продавцов или покупателей не в состоянии существенно повлиять на цену товара.

Совершенная конкуренция достигается при следующих условиях:
-наличие большого количества продавцов и покупателей отдельного товара, каждый производитель производит малую долю общего объема (не более 35%);
-однородность товара с точки зрения покупателей;
-отсутствие входных барьеров для вступления в отрасль нового производителя, существование возможности для свободного выхода из отрасли

Противоположностью рынка с совершенной конкуренцией являются монополизирован рынок. Сила монополиста тем больше, чем выше входные барьеры в отрасли и чем меньше товаров-заменителей данного товара. Основными проявлениями монополизма на товарном рынке является вымывание «дешевого» ассортимента, навязывание потребителям производителями выгодных для себя условий поставок: объемов, сроков, создания искусственного дефицита производимой монополистами продукции. Таким образом, монополист формирует удобную и выгодную для себя структуру рынка, разрушает, деформирует рыночные отношения, а прибыль, полученная монополистом, имеет инфляционный характер.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал