Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Русь в языческий период






1. Правление Рюрика (862 – 879 гг.)

2. Правление Олега Вещего (879 – 912 гг.)

3. Игорь Старый (912 – 945 гг.)

4. Княгиня Ольга (945 – 962 гг.)

5. Правление Святослава Игоревича Воителя (962 – 972 гг.)

6. Первая княжеская усобица

 

Рюрик объединил весь Север и Северо-Запад восточнославянских и угро-финнских земель. Образовался сильный государственный центр с жёсткой княжеской властью. Уже при Рюрике началось противостояние с Киевом. Рюрик попытался отвоевать Полоцк, стоящий на границе между Югом и Севером, но неудачно. Киевляне же попытались завоевать земли кривичей и полочан, причём походы закончились удачно. Таким образом, Киев и Новгород ещё при Рюрике начали соперничество. Заслугой Рюрика является создание династии Рюриковичей.

2. В правлении Олега можно выделить уже внутреннюю и внешнюю политику.

Внутренняя политика:

Объединение

Олегу удалось объединить 2 государственных центра. В 882 году он отправился на юг с варяжской дружиной. Историки свидетельствуют, что вместе с ним шли отряды со всех северо-западных русских земель. Это словене ильменские, кривичи, даже чудь, меря, весь. Как повествует летопись, первому удару подверглись спорные территории: полочане, часть кривичей. Олег захватил главный город кривичей Смоленск, взял Любеч и Полоцк. Путь на Киев был свободен. Олег, притворившись купцом, вызвал на переговоры Аскольда и Дира, убил их и объявил Игоря киевским князем. Киевляне не поддержали Аскольда и Дира, поскольку есть предположение, что Аскольд был христианином, а Олег и Игорь – язычниками. Олег утвердился в Киеве и принял титул великого князя. (Князь всех князей). 882 год – год начала русского государства Киевская Русь. Но это была лишь военная победа. Олег понимал, что полянский центр обогнал в своем развитии север. Поэтому он переносит центр государства в Киев и объявляет его «матерью городов русских». Произошла уникальная ситуация: теперь словене ильменские, кривичи и другие северные племена должны были платить дань побеждённым полянам.

Олег установил мирные отношения с варягами, по договору им ежегодно выплачивалась дань от Руси, за что они помогали ей в войнах.

Олег «примучил» древлян, северян, радимичей и обложил их данью (дань брали мехами). Он совершил поход на Хазарию и освободил северян, полян, радимичей от дани Хазарскому каганату. Эти племена вошли в состав государства.

Олег уделял большое внимание строительству, развитию города Киева, а также контролировал торговые отношения с Византией.

ВЫВОД: Олег заложил основы могущества Киевской Руси.

Внешняя политика:

На рубеже 9-10 веков Олег воевал с венграми. Это были кочевые племена, на Руси их называли угры. Во время переселения народов венгры прошли по границе русского государства. Произошло первое столкновение Олега и венгров под стенами Киева. (Неудача). Венгры осадили Киев, но взять его не смогли. В 898 году был заключён мирный договор, по которому руссы выплачивали венграм дань, а венгры обещали Руси военную помощь. Этот договор действовал более 200 лет. Венгры ушли на Балканский полуостров и помогали Руси в войнах против Византии и Дунайской Болгарии.

Частью завоевательной политики Олега стал знаменитый поход на Византию в 907 году. В начале лета 907 года огромное войско двинулось на ладьях по морю и конным строем по берегу на Константинополь. Греки замкнули бухту Золотой рог огромной цепью. Константинополь был непреступен. Не имея возможности взять город с суши, руссы высадились на берег, «повоевали» окрестности города, а потом, «поставив ладьи на колеса», подняли паруса и под этим прикрытием подошли к стенам города. Греки, напугавшись, запросили мира. Был заключён договор, по которому Византия выплачивала Руси большую контрибуцию и обязывалась ежегодно платить дань. Русские купцы получали право беспошлинной торговли. Но Русь и Византия заключили военный союз, по которому руссы должны были помогать византийскому императору в военных походах. Олег прибил щит на ворота города.

В 911 году состоялся второй поход. Это был дипломатический поход, в результате которого был подтверждён договор 907 года и прописан, т.е. был составлен первый письменный договор. Именно поэтому 10 век – начало русской письменности.

3. Роль Игоря Старого в истории Киевской Руси оценивает по-разному. Одни считают его неудачником, который потерпел поражение от Византии, не сумел собирать дань и пополнять казну русского государства, не умел выстраивать отношения с печенегами, т.е. был слабым правителем. Это связывают с тем, что он пришёл к власти поздно и сильный князь Олег влиял на Игоря, подавляя его своим авторитетом. Но другие полагают, что Игорь полностью продолжил политику Олега и способствовал укреплению русского государства. В 903 году Олег выбрал для Игоря жену – легендарную Ольгу. Её привезли из Пскова, происхождение неизвестно. Она стала единственной женой Игоря.

Внутренняя политика:

После смерти Олега Русь начала распадаться. Восстали древляне, кривичи, радимичи, а к южным граница подошла орда печенегов. Игорь не допустил распада государства, в результате военных походов он обложил мятежные племена тяжёлой данью, особенно древлян. Он сумел договориться и с печенегами. Выйдя на встречу с большим войском, продемонстрировав военную силу Игорь избежал сражения и на 5 лет заключил договор с печенегами, по которому они перестали нападать на русские земли. Но с 920 года вновь начались вторжения печенегов. Он продолжил расширение границ на юг и к Чёрному морю. На Таманском полуострове Игорь помог русским переселенцам основать русскую колонию. Это – будущее Тмутараканское княжество. Здесь же Игорю удалось подчинить и уличей.

Важнейшей функцией Игоря стал сбор дани с подвластных племён. Дань шла на содержание киевского князя и его окружение, а также обменивалась на товары в соседних странах.

Полюдье (форма сбора дани)

Осенью князь с дружиной выезжал из Киева и отправлялся «по солнцу» в земли древлян – дреговичей – кривичей. Поездка продолжалась до весны. В апреле, когда реки освобождались из-подо льда, князь возвращался в Киев. Часть обозов с данью отправлялась на ладьях. Всю зиму данники делали лодки в Смоленске и Киеве. Летом князь отправлялся в Царьград, где происходил обмен. Сбор и сбыт полюдья был главной задачей киевских князей. В 945 году Игорь отправился в полюдье, собрал дань, но поскольку точного учёта дани не велось, то каждый год она менялась. В 945 году собрали дани меньше. Кроме того, древляне были обложены более высокой данью. Игорь со своей малой дружиной решил пополнить дань за счёт древлян. Князь Мал сказал: «Коль поводится волк к овцам, всех перетаскает, если не убьем его». Игоря схватили и казнили.

Таким образом, сбор дани был первым этапом в установлении налоговой политики государства.

Внешняя политика:

Игорь совершил два похода на Константинополь. Первый поход (941г.) шёл также на ладьях и пешими. Но на подступах к городу ладьи руссов были сожжены греческим огнём (метательные горшки со смесью нефти, смолы, соломы). Поход закончился неудачно, что подорвало авторитет Игоря. В 944 году состоялся второй поход, но греки запросили мира до военных столкновений. Был заключён договор 945 года, по которому Византия по-прежнему платила дань, признала владения Руси на Таманском полуострове, но купцы потеряли право беспошлинной торговли. В договорах с греками восточнославянское государство именовалось как «русская земля».

4. Ольга Святая, Мудрая, Хитрая (по приданиям). Некоторые историки считают, что Ольга вела свой род от Гостомысла. Но то, что она варяжка – однозначно. Она проявила себя сразу как решительная, властная, дальновидная и суровая правительница. Первый её поступок – месть древлянам за смерть Великого князя и мужа. Наказав жестоко древлян, Ольга предотвратила распад государства.

Внутренняя политика:

Ольга изменила форму сбора дани, заменив полюдье повозом. Теперь данники должны были привозить дань в определённые места – погосты. Там дань принимали тиуны. Дань стала чётко фиксированной – уроки (норма дани). Ольга сама совершила объезд всех русских земель и лично устанавливала погосты. Были ещё становища – место, где останавливался князь во время поездок. Здесь должны были быть запасы продуктов и фуража для скота, чтобы князь и дружина не испытывали нужды. Это был конец полюдья и начало организованной системы обложения населения налогами. Государство сделало ещё один шаг в своем развитии. Ольга провела несколько лет в северных землях. Она понимала, что наиболее вольнолюбивыми были именно эти племена, и здесь она проводила дипломатическую политику: строила города, заводила единомышленников, почти исключила насилие в отношениях с этими племенами и добилась того, что славянские племена перестали выступать против власти Киева.

Внешняя политика:

В 957 году Ольга отправилась в Константинополь во главе многолюдного посольства. Она была принята с почётом императором Константином Багрянородным. В ходе встреч Ольга и Константин подтвердили договор, заключённый Игорем, а также военный союз двух государств. В этом была заинтересована Византия, т.к. ей пришлось столкнуться с Арабским халифатом. Но военный союз был выгоден и Руси – отношения с Хазарией. В Константинополе Ольга приняла крещение. Она прекрасно понимала, что язычество не обеспечивает единовластия князя. Нужна одна вера. Но она также осознавала, что Русь ещё не готова к изменению веры. Поэтому своим крещением она хотела показать пример русскому обществу. Тем более, что христианство уже начало распространяться на Руси. Для Ольги крещение оказалось не только вопросом политики, но и ответом на многие личные вопросы. Она многое пережила, а христианство давало возможность спасения души человека, если он ведёт праведную жизнь. Крестилась в Софийском соборе, крёстный отец Константин Багрянородный, крестил патриарх константинопольский. Имя в крещении – Елена. После возвращения в Киев Ольга попыталась склонить к христианству сына Святослава, но он ответил отказом. Между Ольгой и Святославом началось отчуждение.

Ольга начала выстраивать отношения с западноевропейскими странами. Так она отправила посольство к германскому императору Оттону Первому для установления дружественных отношений. В ответ император прислал епископа с целью распространения христианства. Но киевляне-язычники выгнали его из города.

Умерла Ольга в 967 (969) году, её похоронили по христианскому обычаю.

Карамзин писал об Ольге: «Великие князья до времён Ольгиных воевали – она правила государством».

5. Святослав Игоревич Воитель («Александр Македонский Европы»). Правление Святослава, сына Ольги и Игоря, историки оценивают по-разному. Одни считают его талантливым полководцем, государственным деятелем. Другие утверждают, что это был князь – авантюрист, видевший цель своей жизни в войне.

Весьма своеобразной была внешность Святослава: человек невысокого роста, плотный, широкий в плечах, с бритой головой и длинной прядью волос, свисающей вниз (причёска запорожских казаков). Взгляд князя был мрачен, глаза были голубыми, плоский нос, длинные усы. В левом ухе – золотая серьга с крупным рубином. Носил обычную одежду, отличавшуюся чистотой.

Военные действия Святослава были стремительными, но тщательно продуманными. Из летописи: «Легко ходил в походах как пардус (барс) и много воевал. Не возил с собой котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину или зверину и зажарив на углях, так ел. Не имел шатра, но спал, подостлав потник, с седлом в головах. Посылал в иные земли со словами «Хочу на Вас идти» или «Иду на Вы»…».

Святослав продолжил дело Игоря и Ольги по объединению восточнославянских земель. Он присоединил племенной союз вятичей, укрепил аппарат государства. Впервые Святослав в качестве наместников отправляет в проблемные земли (к древлянам, в Новгород) своих сыновей, назначая их наместниками. На время военных походов в Киеве он оставляет старшего сына Ярополка. К древлянам отправляет Олега (младший сын), а в Новгород – Владимира (+Добрыня).

Продолжается укрепление налоговой системы. Во время правления Святослава практически не было внутренних распрей, но это – скорее заслуга Ольги. Перед Святославом стояла задача защитить Русь от набегов кочевников (хазар, волжских булгар, печенегов). Он также хотел расчистить торговые пути в другие страны, а именно – Волжский торговый путь, где препятствием были булгары и хазары; путь «из варяг в греки» - Днепровские пороги контролировали печенеги. Он блестяще справился с этими задачами.

 

Походы Святослава

964 год – поход против вятичей

966, 967 год – поход против Волжской Булгарии. Город Булгар взят, булгары обложены данью.

Далее он спускается по Волге в Хазарию. Войско кагана было разгромлено, Итиль разорен. Пройдя с боями через земли ясов и касогов, Святослав овладел крепостью Саркел. Здесь было основано русское поселение. После похода Святослава Хазария прекратила своё существование. Оценка этого события разная: с одной стороны, Святослав ликвидировал постоянную угрозу со стороны хазар, с другой стороны – сюда пришли новые кочевники – печенеги, оказавшиеся более воинственными.

Южное направление политики Святослава

Святослав провёл 2 войны на юге:

  1. С Балканской Болгарией (Дунайская Болгария). Эта война была примерно с 967 по 969 годы.
  2. Русско-византийская война (969-971 гг.).

Первая война была проведена успешно. Святослав разбил войско болгарского царя Петра, и его сын принял вассальную зависимость от Руси. По договору нижнее течение Дуная с крепостью Переяславец отходило к Руси. По мнению некоторых историков, война на Дунае была навязана Святославу Византией, которая в это время воевала с болгарами. Святослав хотел захватить Крым, где располагались колонии византийцев. Тогда греки отправили Святославу посла и дали много золота, чтобы он отказался от похода на Крым. Святослав золото взял, но отправился на Дунай и после войны с болгарами хотел создать здесь огромное государство со столицей в Переяславце.

Византию не устраивало формирование сильного государства около своих границ. Поэтому они заключили союз с болгарами и печенегами против Руси. Печенеги совершили поход на Киев, оказавшийся беззащитным. Ольга отправила гонца к Святославу со словами: «Князь, ты ищешь чужих земель, а своей собственной пренебрегаешь». Во время обороны Киева был совершён первый известный историкам подвиг русского воина. Святослав вернулся в Киев и расправился с печенегами. Он заключил с ними мирный договор, но за это время болгары вместе с Византией выбили русские гарнизоны из дунайских городов. В 969 году Святослав возвращается на Дунай. Ему помогают венгры и печенеги, которых он нанял. Даже некоторые болгары перешли в войско Святослава. Святослав быстро вернул свои позиции, но в это время в Византии к власти приходит император Иоанн Цемисхий, выдающийся полководец. Для борьбы со Святославом он создает специальный отряд бессмертных и сам возглавляет его. Произошло несколько сражений. В 970 году Святослав разгромил Византию во Фракии. Именно здесь в сложной ситуации Святослав обратился к своим воинам со словами: «Да не посрамим земли русской, но ляжем костьми, мёртвые сраму не имут». В 971 году Святослав потерпел поражение. Он был заперт в крепости Доростол. Оборона её закончилась перемирием, а затем был заключён мир. По условиям мира, Святослав должен был уйти из Болгарии и обязывался оказывать империи помощь против любого вторжения.

Таким образом, Южное направление было крайне неудачным в его политике.

В 972 году, возвращаясь в Киев, Святослав попал в засаду к печенегам и был убит. Хан Куря сделал из его черепа чашу, чтобы пить из неё и приобрести доблесть погибшего врага.

О Святославе русский народ не слагал былины, т.к. считалось, что он не сумел защитить свои земли от кочевников. Хотя именно при нём Русь превратилась в крупное государство и стала серьёзным соперником Византии.

6. После смерти Святослава власть в Киеве взял старший сын Ярополк (972-980). Воспитанный Ольгой, он был христианином (?), что вызывало недовольство языческой верхушки Киева. Его женой стала греческая монахиня, взятая в плен Святославом в Византии. Это ещё больше осложнило положение Ярополка. Его власть в Киеве была непрочной. Первыми выступили против Ярополка древляне. Ярополк двинул войско в древлянскую землю, и древляне потерпели поражение. В борьбе за древлянский город Овруч Олег (девлянский князь) погиб. Его задавили собственные воины на мосту во время бегства от киевской дружины. Третий сын Святослава Владимир был незаконнорожденным от рабыни Малуши (ключница, именно на ней хотел жениться Святослав). Владимир оказался на второстепенном положении, но не хотел с этим мириться. Ему исполнилось 20 лет, и он уже несколько лет правил в Новгороде. Здесь он сформировался как ярый язычник и противник киевских порядков. Владимир обладал сильным характером, большим умом и неукратимой волей, но, получив весть о гибели Олега, Владимир понимает, что Ярополк предпримет поход на Новгород (Ярополк должен был не допустить распада государства). Владимир бежит к варягам вместе с воеводой Добрыней, а Ярополк в Новгороде сажает своего наместника. Но вскоре, через 2 года, Владимир, набрав дружину из варягов, захватил Новгород и начал готовиться к походу на Киев. Его поддержали северные племена. Двинувшись на юг, Владимир захватил Полоцк, убил княжевшего там Рогволда, а его дочь Рогнеду взял в жёны (это была жена Ярополка). Ярополк затворился в Киеве, но Владимир осадил город. В результате заговора, организованного Блудом (воевода Ярополка), Ярополк был убит. Так в 980 году русский север победил русский юг. Владимир стал единоличным правителем Руси.

 

 

Правление Владимира Первого Святого (Красное солнышко) (980 – 1015 гг.)

1. Внутренняя политика

2. Внешняя политика

3. Принятие христианства и становление христианской церкви на Руси

 

1. Владимир – фигура противоречивая. В своих поступках он далёк от того идеализированного образа, который был создан в древнерусской литературе. Его воспитывал воевода Добрыня. Он был убеждённым и жестоким язычником, летописцы характеризуют его как нравственно распущенного человека, который любил выпить, был женолюбцем, трусливым и непорядочным. Но вместе с тем, он решался на действия крупного государственного масштаба. Его деятельность была направлена, в первую очередь, на решение внутренних проблем государства.

Восстановил единство русских земель. Во время усобицы от русской земли отложились племена радимичей и вятичей. 3 года понадобилось Владимиру, чтобы подавить сопротивление восставших племен и вернуть их в Русь.

Продолжил укрепление системы управления страной. Как и отец, он отправил своих сыновей (12) наместниками в русские земли. Так Ярослав (будущий Мудрый) был отправлен в Новгород. Бориса – в Ростов, Глеба – в Муром, у древлян – Святослав, во Владимире на Волыни – Всеволод, в Тмутаракани – Мстислав. Святополка (будущего Окаянного), приемного сына, Владимир держал при себе, т.к. не доверял ему и не дал в управление никакой земли. Из приближённых племенных князей в города он назначил посадников, которые могли вершить суд и собирать дань. Русь делилась на волости, которые состояли из княжеских уделов (собственные земли князей) и боярских вотчин.

Укрепление границ государства. Владимир Первый, стремясь оградить южные границы Руси от печенегов, предпринял попытку строительства крепостей на левом берегу Днепра. Здесь появились 4 линии обороны. Крепости располагались в 15-20 км друг от друга, находились у бродов на берегах рек, чтобы препятствовать переправам печенегов. В глубине этих 4х линий князь построил крепость Белгород, который стал местом сбора всех русских сил. Владимир ввёл систему предупреждения об опасности – световое оповещение. В крепостях постоянно находились воины со всей Руси. Были также построены засечные линии.

Создание общерусского войска. Владимир Первый, опираясь на варяжскую дружину, сумел захватить власть, но управлять государством с помощью варягов он не мог. Варяги требовали всё больше дани и жалования, поэтому Владимир начинает создание собственного сильного войска. Он привлекал в войско простолюдинов, сильных людей – богатырей. Таких, как Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Никита Кожемяка. В воинах ценилась сила, смекалка, а не знатность. Князь уделял большое внимание воспитанию дружинников. Он советовался с ними, устраивал для них пиры, т.е. создавал для себя опору в обществе. Но ему мешали варяги. Тогда он договорился с византийским императором, чтобы тот задержал варягов, которых Владимир отправил в Византию за данью.

2. Владимир Первый вёл активную внешнюю политику. Он вновь предпринял поход против Дунайской Болгарии, но, встретив мощное сопротивление, заключил с болгарами мир. Важным направлением стало Западное. Главным противником здесь была Польша. Её возглавлял князь, основатель этого государства, Мешко Мешкович Первый из династии Пястов. Польша и Русь не поделили пограничные земли в Закарпатье – так называемая «червенская Русь». Борьба пошла за города Червень и Перемышль. В 981 году Владимир присоединил эти земли и основал здесь город Владимир-Волынский. Западное направление стало весьма удачным для Руси.

В 983 году Владимир предпринял поход на север против балтского племени ятвягов. Он завоевал его и подчинил все восточнославянские племена и финно-угорское население Прибалтики.

Южное направление: главное здесь – борьба с печенегами. Русь начала испытывать сильный натиск кочевников именно в конце 10 века. Печенеги перерезали дорогу по Днепру, и это затрудняло торговлю с Византией. Они доходили до Киева. В 992 году войска Владимира и печенегов встретились на реке Трубеж. Началось стояние, но оба войска решили начать бой со схватки богатырей. От русского войска выступил Никита Кожемяка, которого предложил отец – дружинник Владимира. Поединок закончился победой русского богатыря и, соответственно, победой Владимира. На этом месте Владимир основал город Переяславль. Назвал он его так в честь того, что «переял» - перенял славу у печенегов. В 996 году печенеги предприняли поход на Киев. Около городка Василёв состоялось сражение (только дружина без ополчения). Владимир потерпел поражение. Он в одиночку бежал с поля боя, укрылся под мостом, и в это время им был дан обед, что на этом месте будет построена церковь, если князь спасётся. Именно тогда Владимир принял решение укрепить границы Руси и меньше воевать. Он решал проблемы дипломатическим путём.

3. Первая религиозная реформа Владимира проведена в 980 году. С объединением славян под началом Киева потребовалась единая идеология, т.е. государственная религия. По распоряжению Владимира, в Киеве установили идолы 6 божеств - «и повелел он поставить кумиры на холму вне двора теремного». Это был пантеон (союз) языческих богов во главе с Перуном. Здесь состоялась церемония жертвоприношения. Владимир считал, что, объединив богов, он объединит и все племена. Но эта попытка потерпела крах. Каждое племя по-прежнему поклонялось своему богу. А иностранные державы по-прежнему воспринимали языческую Русь как варварскую страну.

Предпосылки принятия христианства:

  1. Интересы развивающегося государства требовали отказа от многобожия. Один бог – один князь – единое государство.
  2. Почти весь европейский мир перешёл к христианству, что осложняло международное положение Руси.
  3. Христианство могло помочь в развитии культуры.
  4. Христианство требовало гуманного отношения к человеку и укрепляло семью.
  5. Христианство могло объяснить углубление социального неравенства людей, появление богатых и бедных. Оно способствовало снятию социального напряжения.

Выбор веры

Летопись рассказывает о выборе веры Владимиром Первым. В результате посещения русскими послами разных государств, бесед с проповедниками мусульманства из Волжской Булгарии, иудейства из Хазарии и православия из Византии, по словам летописца Владимир выбрал христианство. Наиболее убедительными были аргументы в пользу византийской церкви, т.к. она поразила своей красотой храмов, обрядов, строгостью нравов. Фактическая причина принятия этой веры – это существующие прочные связи Руси с Византией. Легенда рассказывает о распространении христианства к северу от Чёрного моря апостолом Андреем Первозванным, одним из учеников Иисуса Христа. Согласно «Повести временных лет», Андрей поднялся до среднего Днепра, установил на киевских холмах крест и предсказал, что Киев будет матерью городов русских. Он побывал и в Новгороде, где его в изумление привела русская баня.

Для обращения Руси в христианство Владимир Первый выбрал самый подходящий момент: Византийская Империя переживала внутриполитический кризис. В ней начались мятежи, она потерпела поражение от болгаров. Владимир пообещал военное содействие в обмен на то, что Русь будет крещена без ущемления её независимости. Кроме того, он потребовал в жёны сестру византийского императора – принцессу Анну. Греки приняли все условия. Но после подавления мятежа Анна не захотела ехать на Русь. В ответ на это в 988 году Владимир осадил город Херсонес (Корсунь) – византийские владения в Крыму, захватил его хитростью (предателем оказался священнослужитель Анастас, именно его впоследствии по настоянию Владимира поставили во главе русской церкви). Владимир пригрозил, что если Анна не прибудет в Корсунь, то он направит войско на Константинополь. Но он пошёл и на уступку: он принял здесь крещение, подчеркнув свою независимость от Византии. В крещении он принял имя Василий. Анна приехала в Киев, но привезла с собой священников, кроме того – много книг, тем самым способствовала развитию христианской культуры. Возвратившись в Киев, Владимир приказал «опрокинуть идолы, а статуи Перуна привязать к конским хвостам и волочь к «ручью» (Днепру)». Язычники плакали, видя свержение кумиров, но на следующий день всем киевлянам было приказано придти на реку Днепр и принять крещение. «Кто не придёт завтра на реку, будет мне враг». Это происходило в 990 году.

В Киеве крещение прошло мирно. Из Царьграда прибыл киевский митрополит Михаил, который начал действовать осторожно. Проехав по всей Руси, он не стал разрушать капища, но приказывал везде строить христианские храмы. В 996 году в Киеве было окончено строительство главного храма Руси – каменного собора Пресвятой Богородицы. На его содержание Владимир пожаловал 1/10 часть княжеских доходов. С тех пор эта церковь стала называться Десятинной. После Михаила митрополитом стал Леон – заносчивый и вспыльчивый. Он не стал терпеть язычества. В Новгород была отправлена дружина. Новгородцы подняли восстание, которое было подавлено, поэтому говорили: «Добрыня крестил Новгород мечом, а Путята – огнём». Христианство устанавливалось на Руси трудно. Митрополиты не смогли полностью изжить язычество. Так сложилась уникальная ситуация, когда в обществе уживается новая и старая религии. Это называется двоеверие.

Последствия и значение крещения Руси:

  1. Крещение способствовало консолидации русского общества
  2. Оно привело к смягчению нравов и распространению христианской морали (христианство повлияло на самого Владимира: он стал более терпим, милостив к людям. Известны его частые раздачи денег бедным)
  3. Крещение способствовало развитию культуры
  4. Появилась славянская письменность – кириллица и глаголица (Кирилл и Мефодий – первые славянские апостолы)
  5. Появились монастыри, которые стали центрами летописания и образования
  6. Русская церковь стала надёжной опорой государства во всех важнейших делах
  7. Крещение повысило международный статус Руси и укрепило власть князя

 

Характеристика русской православной церкви

Уже в конце 10 века появилась стройная система организации религиозной жизни. Она была создана по образцу византийской, во главе которой стоял патриарх. Русская церковь формально подчинялась Византии. Во главе русской церкви стоял митрополит киевский и всея Руси, который назначался из Константинополя (до 1589). Вся страна была разделена на епархии – церковные округа во главе с епископами, а в Новгороде был архиепископ (владыко), т.к. эта земля была очень велика. Здесь он выполнял роль казначея. Во главе крупных храмов стояли священники – попы. Князья поддерживали церковь. Был установлен налог в её пользу – церковная десятина. Постепенно князья стали предоставлять церкви земли и крестьян, живущих на них. Так система господства одних людей над другими стала проникать в церковную среду. Значительную роль в жизни общества стали играть монастыри. Первым монастырём стал Киево-Печёрский, основанный в первой половине 11 века монахом Илларионом. Затем сюда пришли Антоний из Любеча, монах Феодосий. Все трое объявлены церковью святыми. Ярослав Мудрый предложил Иллариону занять пост митрополита. Это был первый русский митрополит, назначенный киевским князем. Илларион в благодарность написал произведение «Слово о законе и благодати», где прославлял Ярослава Мудрого и Киевскую Русь.

Главу монастыря называли игуменом (игуменья – в женском монастыре). В монастырях жили монахи, которых называли иноки. Они отказывались от мирской жизни, давали обет безбрачия, отказывались от имущества. В монахи обращение происходило путём пострижения. Монах не имел права вернуться в мирскую жизнь. Если это происходило, его называли расстрига. Общество относилось к нему пренебрежительно. Каждый монастырь имел свой устав, определяющий порядок жизни. Монахи жили в кельях, трапезничали вместе, трудились сообща. Имуществом монастыря заведовал келарь. Постепенно сложилось русское духовенство – служители бога. Оно делилось на белое и чёрное. Белое духовенство жило среди мирян, имело право жениться, иметь дом, имущество. Чёрное духовенство – это монашество. Церковь выполняла обязанности по отношению к обществу: обучение грамоте, нравственное воспитание, обрядовая деятельность, впоследствии церковь вела запись актов рождения и венчания, смерти. Таким образом, церковь в древнерусском государстве стала важнейшей составляющей в обществе.

 

 

Расцвет Киевской Руси: княжение Ярослава Мудрого (Хромец)

1. Вторая княжеская усобица (1015-1019 гг.)

2. Правление Ярослава Мудрого (1019-1054 гг.)

3. Лествичная система правления Ярославичей. Борьба с половцами.

4. Правление Владимира Мономаха.

5. Мстислав Великий (1125-1132 гг.). Конец единого древнерусского государства.

 

1. После смерти Владимира в 1015 году развернулась борьба за власть между сыновьями, которые были от разных жён и ненавидели друг друга. Это проявилось ещё при жизни Владимира Первого. Ярослав новгородский отказался платить дань Киеву, поднял в Новгороде мятеж и обратился за помощью к варягам. Владимир Первый подготовил поход против Ярослава, но не успел его осуществить. Таким образом, усобице способствовали следующие факторы:

1. Огромные территории страны, управлявшиеся сыновьями великого князя

2. Разный уровень развития частей государства и натуральное хозяйство

3. Ослабление власти Великого князя в результате болезней, характера приводило к распаду государства

4. Вмешательство других народов

Ход борьбы

После смерти князя Владимира отделился Новгород. Перестало подчиняться Тмутараканское княжество (Мстислав). Отделился Полоцк. Печенеги напали на Русь, и польский король Болислав 1 решил вернуть Закарпатье. В Киеве власть захватил Святополк Окаянный, хотя престол должен был перейти к Борису – сыну Анны. Борис был воспитан в христианстве, был храбрым воином, хорошим дипломатом, т.е. мог продолжить политику Владимира. Но в момент смерти Владимира Борис воевал с печенегами и не мог захватить власть. Дружинники его предложили Борису выступить против Святополка Окаянного и занять Киев. Киевское общество не поддержало Святополка, хотя он одаривал их (ПВЛ). Борис принял решение: не начинать междоусобную войну и признал Святополка Великим князем. Святополк отправляет убийц на встречу к Борису. Происходит братоубийство на реке Альте, неподалёку от Киева в 1015 году. Борис решил: «...Лучше мне одному умереть, нежели губить столько душ…». Подобным образом Святополк Окаянный расправился и с младшим, Муромским князем Глебом. Церковь причислила их к лику святых, и на месте их гибели была построена Борисо-Глебская церковь. К 1019 году из 12 братьев в живых осталось только 4. В 1016 году на Днепре около Любеча произошло сражение дружины Ярослава и Святополка Окаянного. У Ярослава была 40тысячная рать во главе с варягами, а Святополк выступил вместе с печенегами. (Первое сражение, произошедшее на льду реки). Ярослав разбил Святополка, который бежал в Польшу к своему тестю – королю Болиславу 1. Ярослав занял Киев в 1019 году. НО Святополк вернулся с польскими войсками и вновь захватил Киев, а Ярослав бежал в Новгород. Но, пополнив дружину, он вторично вернулся на юг и выбил Святополка из Киева. Сражение произошло на реке Альта, неподалёку от места гибели братьев. Святополк потерпел поражение, бежал в Чехию, по пути сошёл с ума и умер. Ярослав становится правителем Руси. Но в 1019 году начинается борьба Ярослава и Мстислава Тмутараканского. Мстислав был талантливым полководцем, богатырём, дипломатом. Он сумел подчинить территории на Северном Кавказе. В 1024 году в битве под Лиственном он разбил войско Ярослава и отвоевал себе право на половину Руси. Левый берег Днепра отошёл к Мстиславу, который своей резиденцией сделал Чернигов. Киев и Новгород отошли к Ярославу. 12 лет Русь была расколота, но летописец писал: «мирно стало». Братья вместе ходили в походы против поляков, печенегов и не враждовали. В 1036 году Мстислав умер, детей у него не было. Ярослав Мудрый остался единоличным правителем. Русь вновь объединилась.

2. Внутренняя политика

Великий князь укрепил систему управления страной. Он посылает в крупные города и земли своих сыновей (5), но требует от них беспрекословного подчинения себе. Себя же назвал самовластцем. В Новгород он отправил Владимира, а после его смерти - Изяслава. В Чернигов – Святослава, в Тмутаракань – Всеволода, но пересадил потом в Переяславль.

Ярославу Мудрому принадлежит создание первого письменного закона на Руси – Русская правда. Он создал первую часть её ещё в 1016 году для Новгорода. Она включала 17 статей и вошла в историю под названием «Суд Ярослава» - Правда Ярослава. Она касалась вопросов общественного порядка, наказывала за умышленные убийства, укрепляла власть князя, закрепляла социальное неравенство. В законе было указано, что можно заменить кровную месть штрафом – вирой. В 1072 году сыновья Ярослава дополнили Русскую правду и полностью отменили кровную месть. Третьей частью этого документа стал устав Владимира Мономаха («Устав о резах»), который регулировал отношения между посадскими людьми и князьями.

При Ярославе развернулось крупное строительство. Киев стал соперничать с Константинополем. Здесь в 1037 году был построен тринадцатиглавый Софийский собор на том месте, где Ярослав разбил печенегов в 1036 году. В Киеве было построено около 400 церквей, были построены Золотые ворота. В это же время в Новгороде и Полоцке начинается строительство Софийских соборов. Ярослав основал ряд новых городов: на Волге – Ярославль, на отвоеванной земле чуди – Юрьев (Тарту). При Ярославе открывались школы, библиотеки (первая – в Софийском соборе), развивалось летописание. Он был человеком набожным и поддерживал церковь.

Внешняя политика

Ярослав продолжил политику деда и отца (Святослава и Владимира):

  1. Начал войну с чудью и ятвягами (Прибалтика) – здесь основан Юрьев
  2. Провёл войну с Польшей, отвоевал Червень и Перемышль у Болислава, скрепил договор браком
  3. Война с печенегами (1036 г.), нанес им сокрушительное поражение. Печенеги перекочевали на реку Урал
  4. С 1043 по 1046 год война с Византией. Поводом послужила расправа над русскими купцами в Константинополе. Поход оказался неудачным – помешала буря, потопившая русские суда. (Русским воинам отрубили правые руки и выкололи глаза!). Вскоре был заключён мир, его закрепил династический брак: сын Ярослава Мудрого Всеволод женился на дочери Константина Мономаха – Анастасии

Русское государство при Ярославе достигло высокого международного положения. Он был женат на дочери шведского короля – Ингигерде. Дочь Анна, будучи женой французского короля, после его смерти управляла Францией. Ярослав умер почитаемым русским обществом, оставив могущественное государство, в котором жило около 4 млн человек. Протяжённость границ – ок. 7 тыс км. Это было самое крупное европейское государство.

3. Ярослав создал лествичную систему власти: Великим князем был старший в роду. Остальные князья считали его старшим братом. После смерти киевского князя вся система приходила в движение. Предполагалось, что в Киеве должен править старший из потомков Ярослава. Но после смерти князья меняли столы: Черниговский садился в Киев, Переяславский – в Чернигов и т.д. Границы волостей не были определены, у князей не было заинтересованности в развитии собственного удела. Они стремились сесть на киевский престол. Если какой-то князь умирал, не дойдя до киевского престола, его дети теряли право двигаться вверх по очереди. Они становились изгоями. Вывод: такая система предполагала усобицы и распри.

До 1068 года киевский князь Изяслав Ярославич, черниговский – Святослав Ярославич и переяславский – Всеволод правили мирно. Но в 1068 году разразился кризис. Половцы, которые с 1061 года появились на Руси, начали постоянно совершать набеги. Они начинались осенью. В поход поднималось всё взрослое население. Половцы совершали постоянные облавы, угоняли людей в плен. Раньше такие набеги могли поставить Русь на грань катастрофы, но теперь государство было сильным, и русские князья пытались выстроить мирные отношения с кочевниками. Заключались даже династические браки. Так Всеволод, овдовев, женился на дочери половецкого хана. Но как только княжеская власть ослабевала, половцы вновь начинали набеги. В междоусобной борьбе князей они занимали то одну, то другую сторону. В кризисе 1068 года были отчасти виновны и половцы. Именно в этом году 3 брата потерпели поражение в битве с половцами, и Изяслав, укрывшись за стенами Киева, на требования горожан защитить их отказался выйти на бой с половцами, а когда посадские люди потребовали от него оружия, чтобы самим сразиться с кочевниками, он отказал им и в этом. В Киеве началось восстание (1068 год). Киевляне изгнали Изяслава из города, выпустили из тюрьмы (поруб) полоцкого князя Всеслава и вместе с ним отогнали половцев от Киева. Изяслав бежал в Польшу, и киевским князем становится Святослав. Изяслав находился в бегах год. В 1069 году он вернулся из Польши и снова сел в Киеве. Святослав же вернулся в Чернигов. До 1073 года всё было спокойно, но в 1073 году братья заподозрили Изяслава в стремлении к самовластию. Всеволод и Святослав пошли войной на Киев и изгнали Изяслава из Киева. 4 года он скитался по Европе. В это время киевским князем опять стал Святослав. В 1076 году Святослав умер. В это время вновь вернулся Изяслав и опять занял Киев. Но в 1078 году в битве с Олегом Тмутараканским (Гореславич) он был убит. Престол перешёл к Всеволоду. Годы правления Изяслава 1054-1078 (1068-1069 – в бегах, 1073-1076 – в бегах). В 1093 году после смерти Всеволода на киевский престол сел сын Изяслава Святополк Сребролюбивый. Он правил в Киеве с 1093 по 1113 год на законном основании. Воевал с половцами, был союзником Владимира Мономаха, воевал вместе с ним против Олега Гореславича. Но был жаден до денег, ввёл высокие проценты по ссудам. Сам был ростовщиком, и после его смерти в 1113 году в Киеве вспыхнуло восстание, которое успокоить смог только Мономах.

Все эти годы продолжалась борьба с половцами. В 1080-е годы с постоянными набегами половцев боролся Владимир Мономах. Все походы закончились удачно. В 1093 году произошла битва у Треполя: половцы, воспользовавшись трауром на Руси, предприняли поход. Объединенные русские войска встретились с половцами на реке Стугна. Битва закончилась поражением из-за разногласий между князьями. Это было первое и последнее поражение Мономаха. 1095 год – половцы осадили Переяславль, произошло убийство хана Итларя, и последовал поход в степь. 1096 год – поход хана Боняка и Тугоркана на Киев. Половцы разорили окрестности, сожгли Киево-Печёрский монастырь, князья в это время были заняты междоусобными воинами. Владимир Мономах решил изменить тактику борьбы с половцами: он начал организовывать походы в степь и бить половцев на их земле. Эти походы получили название крестовые. Первый поход: 1103 год; битва около урочища Сутень. Второй поход: 1111 год – поход на Шарукань. Столица была захвачена + город Сугров (в плен половцев не брали – убивали). Третий поход: 1116 год – победа Мономаха.

ВЫВОД: Владимир Мономах на некоторое время остановил продвижение половцев на русские земли и ликвидировал военную опасность для Руси. Но набеги половцев сделали своё дело – были сдвинуты границы Руси на север. Началась миграция населения в Волжско-Окский район (будущее Владимиро-Суздальское княжество).

4. Владимир Мономах – сын Всеволода – пришёл к власти через большую усобицу, которую затеял его сродный брат Олег Святославич. Олег получил в управление Тмутараканское княжество, но за поход 1078 года, в котором он нанял половцев для захвата Чернигова, где сидел Владимир мономах, Великий киевский князь Всеволод лишил его престола, а вместе с ним и других своих племянников (Святославичей). Обделённые князья бежали в Тмутаракань, набрав войска, вновь двинулись на Чернигов. Потерпев поражение, Олег бежит на юг, но попадает в плен, и был продан в рабство грекам. Однако в Византии он сумел жениться на богатой женщине и вернулся на Родину, вновь начал борьбу с Мономахом. В 1094 году Мономах уступил Чернигов Олегу и ушёл в Переяславль, на границу. Однако в 1096 году все князья организовали объединенный поход против Олега. Он бежал на север, был лишён всяких прав, но борьбу продолжил. В этой распри погиб сын Владимира Мономаха.

В третьей усобице сложилось 3 основных группировки:

1. Киевская, во главе которой стоял Святополк Сребролюбивый

2. Чернигово-Переяславская. Её возглавил Мономах. Его приверженцев называли мономаховичи (мономашичи)

3. Тмутараканская, возглавляемая Олегом Святославичем (Гореславичем). Его приверженцев называли ольговичи

Борьба шла в несколько этапов. На первом этапе шла борьба за киевский престол, на втором этапе – за Чернигов. Победителем в этой борьбе становится Владимир Мономах, который занимает киевский престол на незаконных основаниях. Третий этап борьбы охватывает деятельность внуков Владимира Мономаха и Олега. Но это происходит уже в период раздробленности Руси. Для того, чтобы прекратить усобицу, Владимир Мономах в 1097 году собирает съезд князей в Любече – это отчина Мономаха. Съезд провозгласил принцип «каждый да держит отчину свою», который прекращал переход князей «по столам». Т.е. родовое владение заменяется семейным, а родовое старшинство – политическим единовластием. Это привело к тому, что в отдельных княжествах стали утверждаться микродинастии, т.е. отдельные ветви рода Рюриковичей. Внутри них по-прежнему действовал принцип передачи власти по старшинству, но он часто нарушался. Таким образом, Владимир Мономах, желая прекратить усобицы, усложнил политическую систему, что послужило причиной раздробленности. Соглашение князей было направлено на объединение для борьбы с половцами. Съезд подтверждал, что киевский князь по-прежнему являлся главным, но он был лишь «первым в роду» и «первым среди равных». Съезд поддержала церковь, но Русь начала распадаться. Первым признаком этого стал конфликт между Святополком Киевским и Давыдом Владимиро-Волынским. Принял участие в распри и князь Василько Теребовльский. Князья делили землю. Василько схватили, выкололи глаза, заподозрив в злом умысле. Но через некоторое время князья помирились.

5. Пришёл к власти в 60 лет. Спокойный, умный, талантливый полководец, участвовал в 83 походах. Князь успел поменять три стольных города. Был грамотный. Воевал не только с половцами, но и с западными странами.

В 1113 году после смерти Святополка Сребролюбивого престол должен был перейти к Олегу Святославичу, но в Киеве началось восстание. Гнев киевлян обрушился на приближённых Святополка – ростовщиков и крупных бояр. Кроме того, киевляне выступили против прихода Олега к власти. Они не могли простить ему союза с половцами. Киевляне отправили в Переяславль к Мономаху гонцов с просьбой придти и княжить в Киеве. Но Мономах дважды отказался и только известие о том, что Олег готовится занять Киев, а также возложенная на него ответственность церковью заставило Мономаха согласиться. Восстание было подавлено в меньшей степени силой, а более – авторитетом князя. Его правление оказалось самым плодотворным. Русское общество успокоилось.

Владимир Мономах:

- воссоединил Русь

а) подавил мятеж на Волыни

б) предотвратил заговор новгородцев

в) подавил сепаратизм Чернигова (там сидел Олег, но даже он признал власть Мономаха)

г) принудил Полоцк вернуться

- дополнил Русскую правду, издав «Устав Мономаха», где были снижены проценты по ссудам и узаконены отношения между посадскими людьми

- обезопасил страну от беспорядков

- во внешней политике попытался утвердиться на Дунае. Послал сюда своих посадников, и Византия признала их. Отправил богатые дары в Византию – попытался выстроить дипломатические отношения. Ему помогало то, что он был внуком Константина Мономаха. Существует легенда о шапке Мономаха, которая якобы была отправлена из Византии («венец», отсюда пошло выражение «венчаться на царство»). Фактически шапка была подарена ханом Узбеком Юрию Даниловичу в 13 веке. Союз с Византией был скреплён династическим браком: сын византийского императора обручился с внучкой Владимира Мономаха.

- главным направлением во внешней политике оставалась борьба с половцами

- создал своё знаменитое «Поучение». Он писал, что верит, что зло всегда будет наказано, а добро восторжествует. Он надеялся, что распри между его сыновьями, внуками прекратятся, и давал наказ своим детям.

Владимир Мономах умер 19 мая 1125 года на 73 году жизни. На реке Альте он построил дом, неподалеку от места гибели Бориса и Глеба. Он вошёл в историю как знаменитый европейский правитель.

6. Мстислав продолжил политику Мономаха. В начале он княжил в Новгороде, но отец перевёл его в Киев и передал престол. Произошло очередное нарушение лествичной системы. Но авторитет Владимира Мономаха, опыт и воля Мстислава, поддержка киевлян были настолько сильны, что все остальные князья смолчали. Мстиславу было 50 лет, когда он пришёл к власти. Он продолжил борьбу с половцами, оттеснил их за Дон и волгу. Он воевал против чуди и литовцев на севере (удачно). После его смерти началась раздробленность. Летописец писал: «...Раздрася вся русская земля…».

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.027 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал