Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В середине 60-х - середине 80-х ГГ.






 

18.1. Изменения в системе органов управления

 

В октябре 1964 г. Н.С. Хрущев был освобожден от должности председателя Совета Министров СССР и Первого секретаря ЦК КПСС. Первым секретарем ЦК КПСС, а с 1966 г. Генеральным секретарем стал Л.И. Брежнев. Председателем Совета Министров был назначен А.Н. Косыгин, Председателем Президиума Верховного Совета СССР - А.И. Микоян, а с ноября 1965 г. - Н.В. Подгорный. А.Н. Шелепин был избран Председателем Комитета партийного контроля, М.А. Суслов возглавил идеологическую работу партии.

В ноябре 1964 г. разделение парткомов на городские и сельские было отменено. Была восстановлена единая система Советов.

Серьезные изменения произошли в сфере управления промышленностью и строительством. В 1965 году были упразднены СНХ и ВСНХ СССР, республиканские совнархозы. Была восстановлена производственно-отраслевая система управления промышленностью, восстановлены центральные промышленные министерства. На предприятиях стали создаваться комитеты народного контроля и технического творчества. К управлению общественным производством стали привлекаться широкие массы населения через производственные совещания (ПДПС). Деятельностью массовых объединений руководили партийные организации. Принципиальные вопросы развития экономики рассматривались на партийных съездах, где принимались и планы хозяйственного развития (9-й, 10-й и 11-й пятилеток), а также намечались меры по совершенствованию хозяйственного механизма. В октябре 1965 г. были приняты Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР " О совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства" и " Об утверждении Положения о социалистическом государственном производственном предприятии". В целях развития и поддержки активности тружеников предприятий были образованы фонды материального стимулирования предприятий. Все эти меры дали положительные результаты, объем промышленного производства вскоре вырос в 1, 5 раза. Увеличилось жилищное и дорожное строительство, созданы единые энергетические и транспортные системы. Расширилось строительство предприятий по выпуску товаров народного потребления. В период с 1965 г. до начала 80-х годов достигнуты значительные успехи в повышении материального уровня жизни советских людей. В колхозах развивалась денежная оплата труда, увеличились пенсии пенсионерам и стипендии студентам ВУЗов. Поднята на новый уровень система бесплатных социальных услуг: здравоохранение, образование, детские учреждения, спортивные комплексы, творческие объединения. Установлены ощутимые льготы для пенсионеров, инвалидов, участников Великой Отечественной войны. Стабилизировалась демографическая обстановка с постоянным приростом населения 1, 5% в год. СССР был единственной в мире самодостаточной страной, обеспеченной всеми основными ресурсами. Однако его экономическое состояние не соответствовало возможностям и уровню потребностей. Бюрократизм и медлительность в работе излишне централизованных общесоюзных органов мешали реализации правильно определенной линии на развитие активности и самостоятельности предприятий. Сохранялась зависимость предприятий от центральных органов управления. Развитие социальной и хозяйственной жизни сдерживалось политическим монополизмом партийно-государственных органов. Верхи партийного и государственного руководства стали терять связь с массами трудящихся, превратившись в " господствующий" слой, который фактически правил страной.

Коррупция и семейственность в высших эшелонах власти вызывали у советских людей политическую апатию и отчужденность. Негативные явления нарастали в общественной жизни. Они проявлялись в росте оппозиционных настроений населения, в стагнации экономики, в расхождении интересов между нациями.

 

18.2. Конституции СССР 1977 г. и РСФСР 1978 г.

 

Идеи о подготовке новой Конституции СССР получили широкое распространение еще в начале 60-х годов, когда был сделан теоретико-политический вывод о новом характере и сущности советского государства. Эти идеи то возникали, то прекращались, и лишь в 1977 г. они были реализованы. Новая Конституция СССР была принята 7 октября 1977 г. на внеочередной 7-й сессии Верховного Совета СССР 10-го созыва. Она состояла из преамбулы, 9 разделов, 21 главы, 174 статей. В преамбуле дана краткая характеристика основных этапов развития нашей страны, отражена руководящая и направляющая роль КПСС в развитии общества и государства. Здесь же отмечено, что в СССР построено развитое социалистическое общество, в котором сложилась новая историческая общность людей - советский народ, и что высшей целью советского государства является построение коммунизма.

В Конституции на первый план вынесены определение, характер и содержание политической системы. Организация и деятельность государства строятся в соответствии с принципом демократического централизма: выборности всех органов власти снизу доверху, подотчетности их народу, обязательности решений вышестоящих органов для нижестоящих.

Статья 6 Конституции закрепила руководящую роль КПСС, определив ее как ядро политической системы, основными направлениями развития которой являются дальнейшее развертывание социалистической демократии, совершенствование государственного аппарата, повышение активности общественных организаций, укрепление правовой основы государственной и общественной жизни.

Основу экономической системы СССР составляла социалистическая собственность на средства производства в государственной и колхозно-кооперативной форме. Как и в Конституции 1936 г., фиксировалось, что исключительной собственностью государства являются: земля, ее недра, воды, леса. Земля, занимаемая колхозами, закрепляется за ними в бесплатное и бессрочное пользование. Основу личной собственности граждан составляют трудовые доходы. Принцип социализма " От каждого - по способности, каждому - по труду" был ведущим принципом оплаты труда.

Конституция в более широком плане определила основные права, свободы и обязанности граждан и их взаимоотношения с государством. Конституция гарантировала всем гражданам независимо от расовой принадлежности и национальности равные права. СССР олицетворяет государственное единство, основанное на свободном союзе 15 Советских Социалистических республик. За каждой союзной республикой сохраняется право свободного выхода из СССР. Каждая союзная республика имела свою конституцию.

Регламентировались деятельность Советов народных депутатов и порядок их избрания. Определены структура и функции высших органов власти и управления в СССР, союзных республиках и административно-территориальных единицах союзных республик. Все Советы составляли единую систему органов власти во главе с Верховным Советом СССР, состоявшим из двух равноправных палат: Совета Союза и Совета Национальностей.

Высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти являлся Совет Министров СССР.

Местные Советы обеспечивали комплексное экономическое и социальное развитие на своих территориях и наделялись правом контроля за соблюдением законодательства расположенными на этой территории предприятиями и учреждениями. К их ведению были отнесены вопросы руководства государственным, хозяйственным и социально-культурным строительством, утверждение планов и местного бюджета, обеспечение соблюдения законов, охрана прав граждан и общественного порядка, общественного питания, образования, здравоохранения, торговли и жилищно-коммунального хозяйства.

Большое внимание уделено организации деятельности правоохранительных органов. Правосудие в СССР осуществляется только судом. Все суды в СССР образуются на началах выборности судей и народных заседателей. Народные суды избираются гражданами района (города) на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет. Судьи и народные заседатели независимы и подчиняются только закону. Правосудие осуществляется на началах равенства перед законом и судом, обвиняемому обеспечивается право на защиту.

Высший надзор за точным исполнением законов возлагается на Генерального прокурора СССР и подчиненных ему прокуроров. Генеральный прокурор назначается Верховным Советом СССР и подотчетен ему, а в перерывах между сессиями - Президиуму Верховного Совета СССР. Срок полномочий Генерального прокурора - пять лет.

Впервые в конституционном законодательстве предусматривалось право граждан на обжалование действий должностных лиц, государственных и общественных органов в суде. Обеспечивалось обвиняемому право на защиту. Определялись цели и задачи адвокатуры.

30 ноября 1979 г. Верховный Совет СССР принял Закон об адвокатуре в СССР, а 20 ноября 1980 г. Верховный Совет РСФСР утвердил Положение об адвокатуре в РСФСР.

В 1978 году была принята Конституция РСФСР, которая соответствовала основным положениям Конституции СССР.

В 60-е - 70-е годы в международных отношениях особенно активно обсуждались и получили международно-правовое освещение права человека. Конституция РСФСР ввела ряд новых норм о правах человека: на жилище, на охрану здоровья, на пользование достижениями культуры и другие. Однако на практике некоторыми правами человека, провозглашенными в Конституции, долгое время воспользоваться было нельзя, ибо не были приняты соответствующие законы, а нормы Конституции не имели прямого действия. Например, право на обжалование в суд незаконных действий должностных лиц нельзя было сразу реализовать, поскольку еще в течение 10 лет не было специального закона.

 

18.3. Вооруженные силы

 

На основании Конституции СССР был принят Закон о всеобщей воинской обязанности, который обязывал всех мужчин, достигших 18-летнего возраста, проходить действительную военную службу в рядах Вооруженных сил СССР. Служба в рядах Вооруженных сил считается почетной обязанностью граждан СССР. Защита Отечества - священный долг каждого гражданина. Измена Родине, нарушение присяги караются по всей строгости закона как самое тяжкое злодеяние.

В учебных заведениях была введена начальная военная подготовка. Призывникам, имеющим на своем иждивении нетрудоспособных родителей, жену, двух или более детей, братьев и сестер в возрасте до 16 лет и студентам дневных высших учебных заведений предоставлялась отсрочка от призыва на действительную военную службу.

 

18.4. Развитие права

 

Продолжалась кодификация законодательства. Были разработаны Основы трудового, семейного, земельного, лесного, водного законодательства Союза СССР и союзных республик. Были приняты Воздушный кодекс СССР, Жилищный кодекс РСФСР, Кодекс РСФСР об административных правонарушениях. Издан Свод законов СССР, в который включены законодательные акты и важнейшие совместные постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР.

Верховный Совет РСФСР принял Законы о народном образовании и здравоохранении, о трудовых коллективах, Кодексы законов о труде, семейный, земельный, водный, исправительно-трудовой. Было подготовлено хронологическое и систематическое собрание законодательства РСФСР, а затем Свод законов РСФСР.

Гражданское право действовало на базе Основ гражданского законодательства СССР (1961 г.) и Гражданского кодекса РСФСР (1964 г.). Вместе с тем принимались новые нормативные правовые акты по развитию правового регулирования хозяйственной деятельности. В связи с тем что нормы, принятые в начале экономической реформы (октябрь 1965 г.), перестали давать положительные результаты, в 1973 - 1974 гг. проведена очередная перестройка хозяйственных правоотношений между предприятиями и организациями. В марте 1973 г. принимается решение о создании в структуре министерств всесоюзных и республиканских промышленных объединений - крупных хозяйственных комплексов, включающих в себя технологически связанные предприятия. В марте 1974 г. проведена широкая кампания по объединению предприятий близкого профиля деятельности в производственные объединения (комбинаты). В 1975 году созданы научно-производственные объединения, что делало межхозяйственные связи внутрихозяйственными. Это упрощало решение многих частных вопросов. Но в целом эффективность всего хозяйственного комплекса страны оставалась весьма низкой и не соответствующей выполнению тех задач, которые были определены государственными планами.

В 1981 году Верховный Совет СССР принял Основы жилищного законодательства, на базе которых в 1983 г. принимается Жилищный кодекс РСФСР. В Кодексе был определен порядок получения гражданами жилья за счет общественных фондов потребления, в домах жилищно-строительных кооперативов и в домах индивидуального жилищного фонда. Определены права и обязанности нанимателя и членов его семьи, условия сохранения жилого помещения за временно отсутствующими жильцами, а также основания для выселения граждан из жилых домов государственного и общественного фондов. Установлена социальная норма жилплощади на одного человека - 12 кв. м. Участники и инвалиды Великой Отечественной войны, Герои Советского Союза, Герои Социалистического труда, лица, награжденные орденом Славы трех степеней, семьи погибших воинов имели право на льготы в обеспечении жильем.

Семейное право. 10 декабря 1965 г. Президиум Верховного Совета СССР принял Указ " О некотором изменении порядка рассмотрения в судах дел о расторжении брака". Указом отменено условие публикации в прессе объявления о расторжении брака. Кроме того, решение по этим вопросам стал принимать районный (городской) народный суд, а не областной, как это было прежде. В 1968 году приняты Основы законодательства Союза СССР и союзных республик о браке и семье, а в 1969 г. - Кодекс о браке и семье РСФСР. Новое законодательство в основном повторяло прежние нормы семейного права, хотя оно включало и некоторые новации: разрешалось установление отцовства в судебном порядке, в свидетельство о рождении ребенка разрешалось вписать отца по заявлению матери, в некоторых случаях брак можно было расторгнуть в органах ЗАГС, без обращения в суд, и другие.

Административное право. В 1980 году были впервые приняты Основы законодательства Союза ССР об административных правонарушениях, а в 1984 г. Верховный Совет РСФСР принял первый Кодекс РСФСР об административных правонарушениях. До этого действовало большое количество разных нормативных правовых актов, нередко противоречащих друг другу. В Кодексе давалось определение административного правонарушения. К ним относились нарушение правил дорожного движения, мелкое хулиганство, мелкое хищение, пьянство и другие. Устанавливалась система административных санкций: предупреждение, штраф, лишение права управления транспортными средствами, права на охоту, исправительные работы на срок до двух месяцев, административный арест на срок до 15 суток. К административной ответственности привлекались граждане, достигшие к моменту совершения проступка 16 лет.

Дела об административных правонарушениях рассматривали специальные комиссии при исполкомах местных Советов, органы внутренних дел и государственной инспекции, комиссии по делам несовершеннолетних, а также народные судьи.

Трудовое право. Характерной особенностью трудового законодательства в рассматриваемый период являлось расширение прав профсоюзов и трудовых коллективов. В сентябре 1971 г. Президиум Верховного Совета СССР утвердил Положение о правах профсоюзных комитетов, а в июне 1983 г. принял Закон СССР о трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями и организациями. Особое внимание уделялось укреплению трудовой дисциплины, улучшению условий труда рабочих и служащих. В 1966 - 1967 годах введена пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями. В 1968 году увеличен минимальный размер заработной платы до 70 руб. Конституция РСФСР 1978 г. обеспечивала и гарантировала право на труд, выбор профессии и род занятий с учетом способностей, образования и профессиональной подготовки, а также на отдых, охрану здоровья, материальное обеспечение в случае болезни, потери кормильца и по старости. Были увеличены размеры пенсий отдельным категориям работников, семьям погибших на фронте и инвалидам Великой Отечественной войны.

В 1970 году приняты Основы законодательства Союза ССР и союзных республик, а в 1971 г. - новый Кодекс законов о труде РСФСР.

КЗоТ четко определил основания возникновения трудовых прав работников. Заключать трудовые договоры можно было как в письменной, так и в устной форме. Фактическое допущение к работе рассматривалось как заключение трудового договора. Приказ о принятии на работу должен быть засвидетельствован подписью работника. Устанавливалось право работника обжаловать в суде увольнение его с работы по инициативе администрации. В случае увольнения по инициативе работника последний должен был предупредить об этом администрацию за две недели. По истечении двухнедельного срока администрация не имела права задерживать денежный расчет с ним и выдачу трудовой книжки.

Рабочие и служащие получали ежегодный оплачиваемый отпуск, надбавку за выслугу лет, дополнительные отпуска за участие в добровольной народной дружине и донорство. Разрешался отпуск без сохранения заработной платы матерям, имеющим детей в возрасте до полутора лет. Запрещалось привлекать беременных женщин и матерей, имеющих детей в возрасте до двух лет, к сверхурочным работам и направлять их в командировки.

Подросткам до 18 лет устанавливались сокращенный рабочий день, отпуск в один календарный месяц и обязательно в летнее время. Учащимся вечерних и заочных учебных заведений предоставлялись дополнительный оплачиваемый отпуск и бесплатный проезд к месту учебы.

Колхозное и земельное право. Правовое регулирование колхозных отношений в этот период не претерпело существенных изменений.

В 1965 году было принято Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР " О повышении роли Министерства сельского хозяйства СССР в руководстве колхозным и совхозным производством", на основании которого вводилась гарантированная оплата труда колхозников. Натуральная оплата труда стала носить дополнительный характер. В ноябре 1969 г. состоялся третий Всесоюзный съезд колхозников, на котором был принят новый Устав колхозов и избран Союзный совет колхозов. Колхозы наделялись всеми правами юридического лица с правом иметь основные и оборотные средства, создавать фонды социального страхования и обеспечения. Стали создаваться межколхозные и государственно-колхозные предприятия и организации. Колхозы получили право создавать подсобные промыслы на основе местного сырья.

Колхозникам стали предоставляться выходные дни и ежегодные оплачиваемые отпуска. С 1971 года на колхозников стал распространяться порядок исчисления пенсий, установленный для рабочих и служащих. В 1978 году был принят Закон " О дальнейшем улучшении пенсионного обеспечения колхозников", которым было предусмотрено повышение минимальных размеров пенсий по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца.

В декабре 1968 г. Верховный Совет СССР принял Основы земельного законодательства Союза ССР и союзных республик, а в июле 1970 г. был принят Земельный кодекс РСФСР. Кодекс установил единый государственный земельный фонд. Колхозам земля предоставлялась в бессрочное пользование. Жителям городов и сел земельные участки предоставлялись для индивидуального жилищного строительства и производства сельскохозяйственной продукции. Конституция 1977 г. допускала индивидуальную трудовую деятельность и в сфере сельского хозяйства, а также предоставление земли для крестьян-единоличников.

Были усилены правовые меры по охране природных ресурсов, животного мира, атмосферного воздуха. В декабре 1970 г. принимаются Основы водного законодательства Союза ССР и союзных республик, в 1975 г. - Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о недрах, в 1977 г. - Основы лесного законодательства Союза СССР и союзных республик. В 1980 году Верховный Совет СССР принял Закон об охране атмосферного воздуха и Закон об охране и использовании животного мира.

Уголовное право. Уголовное право развивалось с учетом основных положений международных требований, разрабатываемых ООН. Продолжалось закрепление в праве гуманного подхода к оценке деяний преступников на смягчение ответственности лиц, совершивших преступления, не представлявшие большой опасности для общества. Расширялось право судов применять условное осуждение, замену уголовного наказания административным, а также дисциплинарными мерами и мерами общественного воздействия.

В то же время была усилена уголовная ответственность за наиболее опасные преступления. В марте 1965 г. был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР " О наказаниях лиц, виновных в преступлениях против мира и человечности и военных преступлениях, независимо от времени совершения преступлений". В 1966 году была повышена ответственность за злостное хулиганство, связанное с применением оружия. В 1973 году установлена уголовная ответственность за угон самолета, в том числе и смертная казнь, если при этом погибли пассажиры или члены экипажа.

Процессуальное право. Конституция СССР 1977 г. расширила понимание демократических принципов правосудия. В действовавшие Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР было внесено 35 изменений и дополнений, которые коснулись 29 статей. Статья 160 Конституции гласила: " Никто не может быть признан виновным в совершении преступления, а также подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в соответствии с законом". Предварительное заключение под стражу рассматривалось как исключительная мера. Расширилось участие защитников в уголовном процессе, которые стали допускаться к участию в деле с момента предъявления обвинения. В судебном рассмотрении дел расширилось участие представителей общественных организаций и трудовых коллективов.

Исправительно-трудовое право. В июле 1969 г. были приняты Основы исправительно-трудового законодательства Союза СССР и союзных республик, а в 1970 г. в РСФСР был принят Исправительно-трудовой кодекс. В нем были определены принципы организации деятельности исправительно-трудовых учреждений, порядок и условия отбывания уголовного наказания и условного освобождения из мест лишения свободы с обязательным привлечением осужденного к общественно полезному труду. Вводилось обязательное общеобразовательное и профессиональное обучение осужденных, отбывающих наказание, с тем чтобы по выходу из мест лишения свободы они могли быстро и грамотно включиться в обычную жизнь.

В 1983 году утверждено Положение о порядке и условиях исполнения уголовных наказаний, не связанных с мерами исправительно-трудового воздействия на осужденных. Таким образом, укреплялась законодательная основа новой системы исполнения наказаний, а также вводилось дифференцированное воздействие на осужденных разных категорий в целях их исправления.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал