Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Уровни организации эргатических систем.






Уровни организации системы " человек-машина" могут быть различны. Возможны и различные схемы классификации уровней организации. Рассмотрим классификацию эргатических систем по вкладу машин и людей в систему.

Первый уровень (нижний): здесь человек обеспечивает как энергетичес­кую, так и управляющую функции системы. Классический пример - человек с лопатой.

Второй уровень: человек осуществляет управляющую функцию, а энергетическая функция поручается машине. Один из примеров этого уровня организации системы - человек, управляющий прессом. Это - уровень ме­ханизации.

Третий уровень: машина обеспечивает энергетическую и информационную функции, а человек - управляющую. Сюда входит любое производство, на ко­тором люди пользуются средствами отображения и органами управления.

Четвертый, высший уровень организации системы - это машина, обеспечивающая энергетическую, информационную и управляющую функции, тогда как человек только контролирует ее работу. Пример этого уровня - автоматизированные линии, управляемые компьютерами.

Современные человеко-машинные системы состоят из аппаратных средств, программного обеспечения и персонала. Эти компоненты действуют совместно для выполнения некоторой функции или достижения цели. Выполне­ние задания зависит от большого числа переменных, характеризующих функ­ции системы.

Системные функции могут осуществляться как персоналом, так и аппа­ратно-программными компонентами системы, а часто - и тем и другим вмес­те. Требования к исполнению оператором функций зависят от степени авто­матизации системы.

На низком уровне автоматизации - уровне механизации - оператор не­посредственно управляет оборудованием и контролирует параметры и резуль­таты его работы с помощью предъявляемой сенсорной информации, непосредс­твенного восприятия или сочетания того и другого. В индивидуальном про­изводстве работа станочника достаточно многообразна, двигательные функ­ции играют вспомогательную роль, основное - четкое программирование сво­ей деятельности.

В мелкосерийном производстве - возрастают монотонность, повышается скорость работы вследствие повторяемости операций. В крупносерийном - двигательная функция упрощается и начинает преобладать фактор монотон­ности. Программирующая (умственная) деятельность сводится к минимуму.

В полуавтоматическом производстве человек выключается из процесса собственно обработки детали или изделия. Деятельность его заключается в выполнении простых операций по обслуживанию станка: включить двигатель, вставить деталь, вынуть готовую деталь. Этот труд не требует высокой квалификации, он бессодержателен и монотонен.

При повышении уровня автоматизации машинный элемент системы во все большей степени управляет работой системы (например, поддерживает ре­жимные параметры на должном уровне без вмешательства человека). На более высоком уровне он поддерживает адекватное соотношение между параметрами, а на еще более высоком - изменяет саму схему управления с целью оптими­зации соотношений между параметрами в зависимости о условий и режима ра­боты.

С повышением уровня автоматизации характер деятельности оператора становится все в большей степени контролирующим по своей природе. Чело­век в эргатической системе проверяет, наблюдает, оценивает выполнение системных функций аппаратными и программными средствами, регулирует и координирует их работу как того требуют производительность и безопас­ность системы.

Человеческий компонент в ЭС, таким образом, несет конечную ответс­твенность за распознавание, интерпретацию, устранение или компенсацию недостатков, ошибок и неисправностей в работе оборудования. Поэтому в сообщениях об отказах систем часто встречаются термины " человеческая ошибка", или " экспертная ошибка". Здесь мы уже оказываемся в области, граничащей с более общими, философскими проблемами. Так, разумный подход к человеку как контролирующему звену системы заключается в том, чтобы обеспечить достаточно хорошую работу системы в течение длительного вре­мени без вмешательства человека, так как обычно высокоорганизованная система работает лучше без его участия. Например, в аварии на АЭС " Три­майл-Айленд" в США в момент возникновения аварийной ситуации автомати­ческие системы безопасности сработали, как и было предусмотрено, и вклю­чили аварийные насосы. Операторы же допустили ошибку и вручную отключили насосы. Цепь человеческих ошибок, наложенных на несовершенство техничес­ких систем, привела к Чернобыльской катастрофе.

В этой связи при проектировании систем " человек-машина" высокого уровня существуют два противоположных подхода.

Первый состоит в том, чтобы полностью исключить человека из систе­мы. Если это невозможно, (например, при наличии требований закона о при­сутствии человека на АЭС), то роль человека должна быть минимальной. Этот подход уменьшает возможность человеческой ошибки и, тем самым повы­шает надежность системы. Кроме этого, замена людей машинами может пони­зить эксплуатационные расходы.

Другой подход, наоборот, состоит в максимально возможном вклю­чении человека-оператора в систему даже ценой введения каких-либо допол­нительных, кажущихся ненужными операций. Это может быть, например, счи­тывание характеристик системы с экрана дисплея. Делается это для того, чтобы поддержать человека в рабочем состоянии, чтобы, в случае отказа машинной части системы, оператор мог быстро вмешаться и предотвратить неблагоприятные последствия.

Таким образом, первый подход (минимальное вмешательство человека) предполагает, что человек-оператор так или иначе не будет способен ре­шить проблему. Второй же подход делает ставку на то, что человек умен, способен к адаптации и часто может разрешить непредвиденные проблемы. Человек здесь, таким образом, рассматривается как эргатический резерв системы.

Однозначно выбрать тот или иной подход, очевидно, невозможно. По-видимому, лучше минимизировать включение человека в систему, когда его вклад невелик. Действительно, если человек сознает, что в работе, которую он выполняет, нет необходимости, она становится неприятной ему, создает напряжение, вызывает утомление и стресс. Поэтому важнейшая зада­ча при проектировании и создании ЭС - это обеспечение людей осмысленной, достойной человека работой.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал