Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Фискальная политика государства






Содержание и формы фискальной политики

Фискальная политика государства – это политика воздействия на макроэкономические параметры (совокупный спрос, совокупное предложение, реальный ВВП, уровень цен, темп инфляции, занятости и др.) путём изменения налоговых отчислений и государственных расходов.

С точки зрения решаемых основных задач фискальная политика может быть двух видов (Табл.1):

1. Стимулирующая фискальная политика. Она включает комплекс мер, направленных на увеличение реальных объёмов ВВП, расширение деловой активности и увеличение занятости. Даная политика применяется в период экономического спада, поэтому считается политикой экономического роста. Она предусматривает рост государственных расходов и снижение налогового бремени.

2. Сдерживающая фискальная политика. Применяется в период экономического бума с целью избежания кризиса перепроизводства и сдерживания инфляции, возникающей вместе с избыточным спросом. Эта политика предусматривает снижение государственных расходов и повышение налоговых отчислений.

 

Таблица 1.

Виды фискальной политики.

 

Ситуация в экономике: спад, депрессия   Ситуация в экономике: подъём, инфляция, вызванная избыточным спросом
   
Стимулирующая фискальная политика   Сдерживающая фискальная политика
 
1.Увеличение государственных расходов 2.Снижение налогов 3. Сочетание 1и 2 – движение в направлении бюджетного дефицита   1. Уменьшение государственных расходов 2. Увеличение налогов 3. Сочетание 1 и 2 – движение в направлении бюджетного профицита

 

Понятие фискальной политики как реального инструмента государственного регулирования экономики связано с именем Дж. М. Кейнса и кейнсианцами (А. Пигу, Р. Харрод, Э, Хансен). С точки зрения кейнсианской теории, сущность фискальной политики состоит в управлении в определенных целях совокупным спросом посредством манипулирования налогами, трансфертами и правительственными закупками. Современные экономисты, даже подвергающие критике позиции кейнсианцев, в основном таким же образом подходят к сущности фискальной политики. Задачами современной фискальной политики являются создание и сохранение единого экономического пространства, сглаживание неравенства между регионами, а также стимулирование эффективности производства и социальной сферы.

Основными рычагами фискальной политики являются изменения:

- налоговых ставок;

- базы налогообложения;

- видов налогов;

- их количества;

- размеров государственных расходов или их направлений.

С точки зрения характера и способов осуществления фискальной политики выделяют 2 формы: дискреционная и недискреционная.

Дискреционная фискальная политика представляет собой сознательное манипулирование налогами и правительственными (государственными) расходами с целью изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.

Анализ равновесного объема национального продукта и манипулирования государственными расходами позволяет с позиций роста совокупных расходов выявить, что включение в них государственных расходов вызывает сдвиг кривой совокупного спроса AD вверх и ведет к росту национального продукта, причем здесь срабатывает эффект мультипликатора.

Мультипликатор государственных расходов показывает, во сколько раз изменяется объём ВВП в результате изменения государственных расходов. Он рассчитывается следующим образом:

 

 

∆ Y

Mg =

∆ G

 

В этой формуле:

Mg – мультипликатор государственных расходов

∆ Y – прирост совокупных доходов (прирост ВВП);

∆ G – прирост государственных расходов;

Следует помнить, что мультипликатор находится в обратной зависимости от предельной склонности к сбережению (MPS) и в прямой зависимости от предельной склонности к потреблению (MPC). Поэтому формула мультипликатора может иметь следующий вид.

 

1 1

Mg = =

MPS 1- MPC

 

Налоги также оказывают воздействие на изменение ВВП. Увеличение налоговых ставок приводит к сокращению совокупных доходов, а, следовательно, и совокупных расходов. В этом случае совокупный спрос уменьшается, и объём реального ВВП также уменьшается. Изменение налогов, подобно инвестициям и государственным расходам, приводят к мультипликационному эффекту.

Представим ситуацию, что для балансирования бюджета государство одновременно увеличивает государственные расходы и налоговые поступления на величину 20 миллиардов условных единиц (государственные расходы ∆ G = 20 млрд. у.е., прирост налоговых поступлений ∆ Т = 20 млрд.у.е.)

Зададимся вопросом, к каким социально-экономическим последствиям приведёт рост государственных расходов и налоговых отчислений.

1. Если государство увеличивает расходы ∆ G на 20 млрд.у.е., то результатом этих действий государства будет рост реального ВВП и рост совокупных доходов ∆ Y с учётом действия мультипликатора совокупного спроса. Как известно, величина мультипликатора зависит от предельной склонности к сбережению MPS и предельной склонности к потреблению MPC; при этом MPS + MPC = 1.

Например, деление доходов на потребляемую и сберегаемую часть находится в соотношении 4: 1, тогда MPC = 0, 8, а MPS= 0, 2, следовательно, мультипликатор совокупного спроса MAD = 1/ MPS = 1/ (1- MPC) в нашем примере будет равен 5.

В результате прироста государственных расходов и действия мультипликационного эффекта прирост реального ВВП и совокупных расходов составит:

∆ YG = MAD х ∆ G = 5 х 20 млрд.у.е = 100 млрд.у.е

2. Если налоговые отчисления увеличатся и составят ∆ Т = 20 млрд.у.е, то это повлияет на снижение совокупных потребительских расходов (- ∆ С) и повлияет на уменьшение реального ВВП и совокупных доходов (-Y). Но это уменьшение произойдёт с учётом действия налогового мультипликатора.

∆ С = ∆ Т х MPC = 20 млрд.у.е. х 0, 8 = -16 млрд.у.е

В целом совокупные доходы уменьшатся с учётом потребительских расходов и параметров мультипликатора совокупного спроса (который действует в обратную сторону) на следующую величину:

∆ Y∆ Т = ∆ C х MAD = ∆ T х MPC х MAD = -16 х 5= -80 млрд.у.е

Налоговый мультипликатор - коэффициент, показывающий, во сколько раз изменяются совокупные доходы под влиянием изменения налогов.

∆ Y

Mт =

∆ T

где Мт – налоговый мультипликатор,

∆ Т – изменение налогов,

∆ Y – изменение совокупных доходов.

В нашем примере Mт = 80/20 = 4

В результате одновременного увеличения государственных расходов и налоговых отчислений на одну и ту же величину в целом происходит изменение совокупных доходов в сторону их повышения на ту же самую величину, на которую выросли государственные расходы и налоговые отчисления. Это правило в экономической литературе носит название теорема Хаавельмо. В нашем примере ∆ Y = ∆ YG - ∆ Y∆ Т = 100 – 80 = 20 млрд.у.е.

Выше приведенные рассуждения показывают, что государственные расходы оказывают на экономику более сильное воздействие, чем изменение налогов.

Недискреционная фискальная политика (политика встроенных стабилизаторов) предполагает автоматическое изменение чистых налоговых поступлений в государственный бюджет и государственных расходов в периоды изменения объемов национального производства. Данная политика включает в себя комплекс механизмов, которые вступают в действие без принятия каких-либо специальных шагов со стороны правительства, то есть в экономическую систему встроены определённые механизмы, которые автоматически действуют в той или иной экономической ситуации. Эти механизмы действуют по-разному в периоды экономического подъёма и экономического спада и называются встроенными стабилизаторами. К ним относятся: прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (пособия по безработице), система участия в прибылях.

Механизм действия строенных стабилизаторов заключается в следующем: по мере роста объема национального продукта в период экономического подъёма налоговые отчисления хозяйствующих субъектов автоматически возрастают, даже если ставки налогов не меняются. Это является определённым сдерживающим фактором хозяйственной деятельности. В период спада, наоборот, налоговые отчисления уменьшаются, что не даёт хозяйственным ячейкам попасть ещё в более тяжёлое экономическое положение.

В свою очередь, в период экономического спада трансфертные платежи в виде пособий по безработице и субсидий хозяйствующим ячейкам автоматически возрастают, а в период экономического подъёма они автоматически уменьшаются. Таким образом, в период экономического подъёма через уменьшение трансфертных платежей сдерживаются потребительские расходы, а во время экономического спада рост трансфертных платежей подталкивает потребительские расходы вверх. Это приводит к увеличению размера совокупного спроса на величину этих трансфертных платежей, что обеспечивает загрузку определённой части производственных мощностей, а производство не упадёт столь сильно по сравнению с ситуацией, если бы этих стабилизаторов не было.

Однако следует отметить, что встроенные стабилизаторы лишь смягчают глубину экономических колебаний. А потому для ощутимого воздействия на параметры экономического роста, инфляции и занятости следует использовать меры дискреционной фискальной политики.

 

4.2. Основные концепции фискальной политики

Истории науки известны две основные теоретические концепции построения фискальной политики, которые появились в ХХ веке:

- Кейнсианская концепция.

- «Экономика предложения».

Кейнсианцы исходят из того обстоятельства, что нестабильность экономики, инфляция и безработица являются характерными чертами современной рыночной экономики и поэтому необходимо государственное регулирование экономики, в том числе с помощью фискальной политики. По мнению Кейнса и его сторонников фискальная политика является наиболее действенным направлением в экономической политике государства. Она воздействует через определённые инструменты на совокупный спрос и совокупное предложение в различные фазы экономического цикла по разному.

В условиях экономического спада кейнсианцы рекомендуют:

1. Увеличить государственные расходы по закупке товаров и услуг, чтобы компенсировать низкий потребительский и инвестиционный спрос со стороны частного сектора, не боясь дефицита государственного бюджета и инфляции.

2. Уменьшить налоговое бремя для того, чтобы стимулировать потребительский и инвестиционный спрос.

3. Создавать за счёт государства новые рабочие места, прежде всего за счёт проведения общественных работ (прокладка дорог, строительство мостов, озеленение улиц и т.д.)

В период экономического подъёма кейнсианцы считают целесообразным:

1. Сокращать государственные закупки для того, чтобы сдержать совокупный спрос на товары и услуги, в том числе и инвестиционный спрос, не допуская перегрева экономики.

2. Увеличивать параметры предельных налоговых ставок для того, чтобы население с высоким уровнем доходов отчисляло в государственный бюджет более высокую долю от своих доходов, и тем самым сдерживался потребительский и инвестиционный спрос.

Термин " экономика предложения" возник в 70-е годы ХХ века. Он применялся для обозначения совокупности теоретических подходов и рекомендаций в области экономической политики, направленных на ускорение экономического роста и увеличение занятости посредством применения ряда мер и стимулов для производителей.

Главной рекомендацией тех, кого причисляют к сторонникам теории совокупного предложения, было создание благоприятных условий для деятельности бизнеса. Теоретики этого направления считали, что если будет предложение, то будет и спрос, и нужно активизировать побудительные мотивы и стимулы к производству.

По мнению ряда экономистов, снижение налоговых ставок может привести к приросту налоговых поступлений в государственный бюджет. Это произойдёт в том случае, если снижение ставок налога вызовет усиление деловой активности в стране и произойдёт существенный рост реального ВВП, в том числе за счёт перехода " теневой экономики" в открытую легальную форму экономики.

В целом общие выгоды от снижения налоговых ставок будут воплощаться в следующем:

1. При прочих равных условиях это приведёт к увеличению прибыли предпринимателей, что создаст стимулы к техническому перевооружению производства, к расширению масштабов производства и занятости.

2. Произойдёт рост заработной платы, получаемой работниками наёмного труда, следовательно, возрастут стимулы к лучшему труду, к росту профессиональных способностей.

3. Рост доходов в сфере малого бизнеса будет способствовать поиску новых путей открытия собственного бизнеса со стороны населения, что в свою очередь приведёт к росту совокупного предложения и занятости.

4. Может произойти снижение издержек производства, так как определённые налоги являются элементом издержек для фирмы. Поэтому это может явиться фактором снижения уровня цен.

Один из представителей данного направления, американец Артур Лаффер, проследил связь между параметрами налоговых ставок на доходы хозяйствующих субъектов и размерами поступлений налоговых средств в государственный бюджет. По его мнению, если налоговая ставка превышает некий оптимальный уровень, то налоговые поступления в бюджет будут меньше, чем при более низкой (оптимальной) налоговой ставке. Его рассуждения нашли воплощение в графике, который называется кривая Лаффера (Рис.1).

 

Рис.1. Кривая Лаффера

 

Если F = 0% или F= 100%, то поступления в государственный бюджет будут равны 0. При оптимальной ставке налога (F опт.) налоговые поступления достигают своего максимального значения (Т max). Если F1 меньше Fопт, то государство недополучает определённую величину налоговых поступлений и Т1 < Тмах. Если F2 больше Fопт, то государство также лишается определённой величины налоговых поступлений в бюджет и Т2 < Тмах.

Лаффер эмпирически доказал, что для США при ставке налогов более 50% сокращается деловая активность, и снижаются стимулы к труду, к предпринимательской деятельности. В том числе часть предпринимателей разоряется, а часть может перейти в " теневой" сектор экономики. При более низкой налоговой ставке в долгосрочном периоде может произойти расширение деловой активности и увеличится общее число хозяйствующих субъектов и число объектов налогообложения, так как увеличатся масса товаров и услуг и параметры совокупных доходов.

Отсюда Лаффер сделал вывод: чем богаче будут граждане и выше заинтересованность фирм, тем богаче будет и государство.

Рекомендации представителей теории " Экономика предложения" были положены в основу налоговых реформ, осуществлённых в ряде стран, в том числе в 1980-е годы в США (реформы Р.Рейгана) и в Великобритании (реформы М.Тэтчер).

 

Раздел 7. Инфляция: содержание, формы и последствия

 

Содержание и причины инфляции. Инфляция спроса и инфляция издержек. Формы инфляции. Измерение инфляции. Социально-экономические последствия инфляции. Направления антиинфляционной политики. Взаимодействие инфляции и безработицы. Кривая Филлипса.

Содержание и причины инфляции. Инфляция спроса и инфляция издержек

Одной из важных макроэкономических проблем современности, которая определяет поведение хозяйствующих субъектов и оказывает влияние на различные стороны социально-экономической жизни общества, выступает инфляция.

Термин инфляция («inflatio») имеет латинское происхождение и в буквальном смысле означает вздутие. В современных условиях под инфляцией понимается увеличение общего уровня цен, приводящее к падению покупательной способности каждой денежной единицы. Инфляция предполагает неравновесие между совокупным спросом и совокупным предложением.

Инфляция является многофакторным явлением. Она определяется множеством причин и факторов как монетарного характера, то есть зависящих от величины денежной массы, так и немонетарного характера. Инфляция может диктоваться внутренними причинами, то есть причинами, лежащими на стороне собственной национальной экономики. Однако инфляцию также могут определять и причины внешнего характера, то есть причины, лежащие на стороне мировой экономики. В этом случае речь ведется об импортируемой инфляции.

В качестве основных причин, определяющих инфляцию, как правило, выделяют следующие:

1. Монополия государства на выпуск денежных знаков. В условиях дефицита государственного бюджета, когда расходы государства превышают его доходы, это дефицит нередко покрывается государством путем эмиссии избыточных денежных средств.

2. Монополизация многочисленных товарных рынков и рынков факторов производства. В условиях несовершенной конкуренции крупные фирмы имеют возможность диктовать цены, устанавливая монопольно высокие цены как на инвестиционные ресурсы, так и на потребительские товары.

3. Милитаризация экономики или возрастание роли ВПК в рамках народного хозяйства. Подобная ситуация может привести к существенным диспропорциям в народном хозяйстве, в частности, к диспропорции между спросом на потребительские товары (а также другие товары гражданского назначения) и предложением данных товаров. Так как акцент в инвестициях делается на отрасли военного назначения, то при этом наблюдается дефицит многих других товаров и, следовательно, повышается уровень цен на них.

4. Политика профсоюзов, которая направлена на повышение заработной платы. Это может привести к опережающим темпам роста заработной платы по сравнению с темпами роста производительности труда.

5. Повышение мировых цен. В условиях открытой экономики рост мировых цен на товары, которые в массовом количестве импортируются в данную страну, приводит здесь к увеличению общего уровня цен.

6. Увеличение внешнего долга. Данная ситуация может приводить к наращиванию в текущем периоде экспорта товаров и услуг с целью зарабатывания валюты для покрытия внешнего долга. Результатом этого может быть уменьшение насыщения внутреннего рынка необходимыми экономическими благами, многочисленные дефициты и повышение уровня цен.

7. Благоприятная конъюнктура мирового рынка по товарам, являющимся основными статьями экспорта определенной страны. Это приводит к увеличению иностранной валюты на валютном рынке страны, и в данных условиях Центральный банк (ЦБ), скупая эту валюту, «выбрасывает» в каналы денежного обращения избыточную денежную массу в национальной валюте.

В России действуют факторы как внутреннего, так и внешнего характера, как монетарного, так и немонетарного свойства.

В зависимости от того, определяется инфляция факторами, лежащими на стороне совокупного спроса или на стороне совокупного предложения, различают инфляцию спроса и инфляцию издержек (предложения).

Инфляция спроса возникает в результате превышения темпов роста денежной массы на руках у рыночных субъектов (которая предназначена для покупки товаров и услуг), над темпами роста товарной массы. Следовательно, инфляция спроса связана с превышением темпов роста совокупного спроса над темпами роста совокупного предложения (Рис.1). Такого рода инфляцию можно выразить следующей фразой: «слишком большое количество денег охотится за малым количеством товара».

 

Рис.1. Инфляция спроса

Инфляция издержек связана с ростом общих и средних экономических издержек у подавляющего числа фирм в рамках национальной экономики.

Причиной инфляции издержек может быть монополистическая практика ценообразования на экономические ресурсы со стороны бизнес-структур, а также рост цен на импортируемые экономические ресурсы в условиях роста мировых цен на них. Если растут транспортные расходы, тарифы на услуги связи и коммунальные услуги, цены на сырье, топливо, электроэнергию и другие ресурсы, то все фирмы, использующие эти более дорогие ресурсы, переносят их стоимость на стоимость своих товаров и в дальнейшем на цену своей продукции. А рост цен на экономические ресурсы является фактором уменьшения совокупного предложения (Рис.2).

Одной из причин инфляции издержек может быть политика профсоюзов, воплощающаяся в требованиях о повышении уровня заработной платы работников. В этом случае инфляция возникает при условии опережения темпов роста заработной платы над темпами роста производительности труда.

.

Рис.2. Инфляция издержек

 

В связи с действием многих факторов, влияющих на инфляцию, может возникнуть так называемая «инфляционная спираль». Ее можно представить в виде следующего механизма. Например, действуют факторы, определяющие инфляцию издержек, которые приводят к росту общего уровня цен. На этом фоне начинают предъявляться требования к правительству по повышению заработной платы бюджетным работникам, по повышению пенсий, стипендий, пособий, субсидий и т.п. Если для удовлетворения этих требований в условиях низких темпов экономического роста, а тем более при экономическом спаде государство увеличивает государственные расходы, то они порождают инфляцию спроса, и уровень цен ещё более возрастает.

На практике инфляция спроса и инфляция издержек между собой тесно связаны. В частности, рост заработной платы может вызывать как инфляцию спроса, так и инфляцию издержек. Однако заработная плата в этом случае должна расти быстрее, чем растет производительность труда.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.014 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал