Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Коммерческие организации






Коммерческие организации создаются для ведения бизнеса. Они являются фундаментом народно-хозяйственного комплекса страны. Сущность коммерческой организации раскрывается в следующем определении.

Гражданским кодексом РФ предусмотрено несколько организа­ционно-правовых форм коммерческих организаций (рис. 3.4).


Среди коммерческих организаций наиболее распространенной и хорошо законодательно отрегулированной организационно-право­вой формой является акционерное общество (АО).

Органы управления в акционерном обществе: общее собрание акционеров; совет директоров; исполнительный орган общества (ди­ректор).

> В форме акционерных обществ обычно создаются крупные компа­нии. На организационную культуру компаний данной организацион­но-правовой формы значительное влияние оказывают их собствен­ники и менеджеры. Культура этих компаний закреплена в кодексах и других публичных документах и относится, как правило, к корпо­ративному или рыночному типу (см. § 1.2, 2.4).

Для примера приведем кодекс корпоративной культуры ОАО «Иркутскэнерго» (приложение 1). В нем подробно прописаны все составляющие организационной культуры: цели, видение, миссия, принципы деятельности, ответственность, правила ведения бизнеса, ценности и нормы поведения работников и т.п. Аналогичные доку­менты можно найти на сайтах других крупных компаний, созданных в форме открытых акционерных обществ.

Малые и средние организации создаются, как правило, в форме обществ с ограниченной ответственностью (ООО).


Наибольшее распространение эта форма организации получила в сфере услуг. Органы управления в ООО: общее собрание участни­ков — высший орган управления; совет директоров (наблюдательный совет), если это предусмотрено уставом; исполнительный орган об­щества.

> В данных организациях может быть сформирован тот или иной тип культуры. Это зависит от многих факторов (отрасли, размера, вре­мени функционирования на рынке, собственников, руководителя и т.п.). В организациях малого бизнеса преобладает, как правило, адхократический или рыночный тип культуры (см. типологию К. Ка­мерона и Р. Куинна в § 2.4).

В организациях малого бизнеса нормы и правила поведения со­трудников не регламентируются так детально, как это делается в крупных компаниях. Однако наиболее продвинутые организации, стремящиеся сформировать соответствующий имидж и положитель­ную репутацию у клиентов, разрабатывают и доводят до сведения заинтересованных лиц положение или кодекс корпоративной куль­туры (см. приложение 2).

В сельском хозяйстве и ряде других отраслей получили распро­странение организационно-правовые формы организаций в виде производственных кооперативов.

Органы управления в производственном кооперативе: общее со­брание его членов — высший орган управления; наблюдательный совет (в кооперативах с числом членов более 50); исполнительный орган (правление и (или) председатель).

Сельскохозяйственные производственные кооперативы обычно создаются по территориальному принципу жителями одной или не­скольких соседних деревень.


> Особенность организации, созданной в этой организационно-право­вой форме, заключается в том, что высшим органом управления в кооперативе является общее собрание его членов. Они же одновре­менно являются и работниками данного кооператива. Поэтому на организационную культуру кооперативов значительное влияние ока­зывают менталитет и общая культура жителей данных населенных пунктов. Основные ценности, нормы, символы, обряды и т.п., как правило, документально не оформляются, а передаются членам ко­оператива в процессе их коммуникаций друг с другом и с руководи­телями кооператива.

В рыночной экономике имеются также государственные и муни­ципальные унитарные предприятия.

Государственные унитарные предприятия в нашей стране имеют­ся в военно-промышленном комплексе, энергетике и других отра­слях экономики, имеющих общенациональное стратегическое зна­чение. В собственности муниципальных органов находятся, как правило, трамвайно-троллейбусные предприятия, предприятия ком­мунального хозяйства и другие организации, выполняющие их функ­ции на коммерческой основе.

Исполнительным органом государственного или муниципально­го унитарного предприятия является директор (генеральный дирек­тор), назначенный собственником. Организационная структура управления, как правило, линейно-функциональная или дивизио-нальная. Развито делегирование полномочий и ответственности.

> На организационную культуру данных предприятий значительное влияние оказывают государственные и муниципальные органы управления, так как они устанавливают для подведомственных пред­приятий планы, госзаказы, нормативы, другие правила и механизмы управления. На культуру государственных и муниципальных пред­приятий и ее публичное оформление оказывает также влияние их отраслевая принадлежность и личность директора. В них, как пра­вило, преобладает культура власти или культура роли (см. типоло­гию Ч. Хэнди в §2.4).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал