Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пояснительная записка. Одним из обязательных компонентов коррекционно - развивающего обучения детей с нарушением зрения является развитие речи






 

Одним из обязательных компонентов коррекционно - развивающего обучения детей с нарушением зрения является развитие речи. Речь является важным компенсаторным фактором, стимулирующим развитие слепого и слабовидящего ребенка. Развитие речи имеет важное значение для коррекции отклонений в психофизическом развитии детей с нарушением зрения, расширения их социальных контактов и интеграции в общество.

Своеобразие развития речи у детей с нарушением зрения может проявляться в отставании формирования речевых навыков, в накоплении языковых средств и выразительных движений. В связи с недостаточностью сенсорного опыта у них отмечаются отсутствие необходимого запаса слов, недостаточное понимание смысловой стороны слова, которое не соотносится со зрительным образом предмета. В результате недостаточности предметных образов действительности наблюдаются трудности удержания в речевой памяти развернутых высказываний и правильного грамматического конструирования предложения.

Работа по развитию речи в коррекционно-педагогическом процессе строится с учетом как общих дидактических, так и специфических принципов корригирующего обучения: учет первичного и вторичного дефекта, опора на сохранные анализаторы и создание полисенсорной основы, формирование всесторонних представлений об окружающем с опорой на различные формы вербальной и невербальной деятельности, учет новизны, объема, нарастающей сложности вербального материала.

Ведущим коррекционным принципом, объединяющим и организующим все разделы программы по развитию речи детей с нарушением зрения, является развитие коммуникативной направленности речевой деятельности. Данный принцип предполагает умение пользоваться речью как средством общения, обеспечивая для реализации этой задачи четкость произносительных навыков, необходимый словарь, точность построения структуры предложения, связность устного высказывания.

Принципиально новым в программе является включение задач по формированию и развитию у дошкольников с нарушением зрения средств межличностного общения (речевых и невербальных). С этой целью предусматривается использование на занятиях по развитию речи игр и упражнений на выразительные движения тела, этюдов психогимнастики, элементов арттерапии.

Реализация принципа коммуникативной направленности речевой деятельности предполагает обеспечение мотивации детских высказываний. В связи с чем, основной формой организации занятий по развитию речи являются специально созданные речевые ситуации на темы, связанные с повседневной жизнью детей, их играми, взаимоотношениями с окружающими. Дети под руководством воспитателя «проигрывают» обозначенные ситуации, моделируя таким образом различные варианты речевого поведения («Неожиданные гости»- как их встретить?, «Телефонный разговор»- что спросить?). На таких занятиях закладываются основы коммуникативно-речевых умений, развивается диалогическая речь.

На занятиях по развитию речи следует применять такие формы и приемы работы, которые помогут задействовать как можно большее количество сохранных анализаторов, выполняющих функцию компенсирующих, будут вызывать живой интерес у детей, создадут положительную мотивацию к усвоению родного языка.

При планировании работы по совершенствованию фонетической стороны речи необходимо включать упражнения и игры, способствующие развитию слухового внимания. Учитывая, что у детей с нарушениями зрения существенно страдает формирование речедвигательных образов по подражанию, применяются доступные сравнения артикуляции звуков с образами предметов, кинестетические ощущения, используются игровые приемы (звук ц – «кончик языка стучит, как молоточек»; звук ш – «губы трубочкой, а язык чашечкой, воздух шипит как пар» и т.д.). Различение звуков проводится с использованием слуха и кинестезической чувствительности. Например, при дифференциации шипящих и свистящих звуков рука подносится ко рту- ощущение теплой и широкой струи воздуха на руке от звуков ш и ж, холодной и узкой – от звуков с и з.

Учитывая особенности детей с нарушением зрения, особое внимание необходимо уделять обогащению их словарного запаса на основе овладения полисенсорными способами анализа предметного мира. Из-за недостаточности сенсорного опыта у детей может наблюдаться некоторый разрыв между предметным практическим действием и его словесным обозначением. Для этого в программе предусматриваются предметно-практические занятия по развитию речи и зрительного восприятия, по обучению анализу предметов и функциональным действиям с ними.

Накопление словарного запаса, практическое овладение грамматическим строем речи обеспечивают переход к составлению предложений по картинкам (для слепых – по рельефным картинкам), по опорным словам, а также по имеющимся у детей представлениям.

Обязательным элементом занятий по развитию речи должны быть упражнения и игры, направленные на развитие зрительного восприятия, совершенствование моторных навыков, ориентировки в пространстве («Волшебные веревочки», «Чудесный мешочек», «Попробуй и назови», «На что похоже»? «Подбери по цвету», «Подбери по форме», «Что перепутал художник?», «Что изменилось?», «Что лишнее?», «Чьи половинки?», «Кто где живет?», «Летает, плавает, ездит» и др.)

Для развития речи большое значение имеет наличие у детей реальных знаний об окружающем мире. С этой целью на занятиях широко применяются различные средства наглядности. У педагога должно быть достаточное количество иллюстраций и других наглядных материалов для того, чтобы дети с нарушением зрения могли лучше рассмотреть изображение. Применение средств наглядности осуществляется с учетом своеобразия зрительного восприятия детей. Предметы, иллюстрации, игрушки, по которым слабовидящие составляют словесные описания, должны быть зрительно доступны детям. Изображения на картинках не должны быть перегружены объектами.

При ознакомлении с художественной литературой необходимо учитывать следующие особенности психического и речевого развития детей с нарушением зрения: недостаточный запас знаний и представлений об окружающем; недоразвитие фонематической и лексико-грамматической стороны речи; затруднения в восприятии темпо-ритмических характеристик речи.

Общей особенностью для всех детей с нарушением зрения является истощаемость всех психических процессов, замедленное восприятие, малый объем памяти. Применительно к разучиванию текстов стихотворений это значит, что, во-первых, детям требуется больше времени, чтобы осмыслить и запомнить текст стихотворения; а во вторых, воспитатель, с помощью специальных приемов, должен постоянно удерживать внимание детей и поддерживать их интерес к стихотворению. При заучивании стихотворений, беседе рекомендуется чаще использовать иллюстративный материал, картины, игрушки, диапозитивы и др.

Тексты некоторых рассказов, стихотворений могут оказаться сложными для восприятия из-за лексических особенностей и сложного грамматического оформления. Дети с нарушением зрения часто затрудняются в понимании образных, многозначных выражений, метафор, эпитетов и т.п. При чтении художественных произведений воспитателю необходимо обращать их внимание на содержание текста и особенности изложения, уточнять значение трудных слов.

Для того, чтобы сделать текст более понятным, используются различные методические приемы. Вызвать интерес детей может яркое эмоциональное исполнение сказки, стихотворения педагогом. Для ребенка с нарушением зрения речь педагога должна служить примером и быть образной, выразительной и эмоционально окрашенной. Через искусство слова дети познают, осмысливают и обобщают реальные жизненные факты, учатся адекватно воспринимать окружающий мир и ориентироваться в нем. Иллюстрации в книгах помогают раскрыть содержание прочитанного, представить героев сказок, рассказов более конкретно. Однако детям с нарушением зрения их надо показывать индивидуально с учетом зрительных возможностей.

На занятиях необходимо привлекать детей к участию в совместном с воспитателем рассказывании знакомых произведений, к их полной или частичной драматизации, создавать благоприятные условия для детского словотворчества.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал