Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






обучающихся 1 – 4 классов МБОУ «НОШ № 2» г. Чебоксары

ПОЛОЖЕНИЕ

Портфеле достижений (портфолио) как инструмента оценки динамики индивидуальных образовательных достижений

обучающихся 1 – 4 классов МБОУ «НОШ № 2» г. Чебоксары

Настоящее положение разработано в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273 - ФЗ, Законом Чувашской Республики от 30.07.2013 № 50 «Об образовании в Чувашской Республике», Приказом Министерства образования и науки РФ№ 373 от 06.10.2009 г. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями от 26.11.2010 г., 22.09.2011), Уставом МБОУ «НОШ № 2» г. Чебоксары Чувашской Республики.

 

  1. Общие положения

1.1. Портфель достижений (далее - Портфолио) предполагается как способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений обучающегося в определенный период его обучения.

 

1.2. Портфолио представляет собой специально организованную подборку работ, которые демонстрируют усилия, прогресс и достижения обучающегося в различных областях.

 

1.3. В портфолио могут включаться результаты, достигнутые обучающимся не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно­оздоровительной, трудовой деятельности, протекающей как в рамках повседневной школьной практики, так и за её пределами.

 

1.4. Портфолио ученика начальных классов является одной из составляющих «портрета» выпускника и играет важную роль при переходе ребенка в 5 класс средней школы для определения вектора его дальнейшего развития и обучения.

 

1.5.Оценка тех или иных достижений (результатов), входящих в портфолио, а также всего портфолио в целом либо за определенный период его формирования может быть как качественной, так и количественной.

 

1.6. Ведение портфолио повышает образовательную активность школьников, уровень осознания ими своих целей и возможностей, что позволяет сделать выбор дальнейшего направления и формы обучения обучающихся более верными и ответственными.

 

  1. Цель и задачи

 

2.1.Цель портфолио – собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития ученика, его усилия, достижения в различных областях, демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений.

2.2. Портфолио — это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющее:

- поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;

- поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

- развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности учащихся;

- формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

 

  1. Функции Портфолио

Диагностическая — позволяет проследить личностный рост ребенка, формирование умения учиться, дает возможность узнать особенности эмоциональной жизни обучающегося и учитывать это в общении.

Контролирующая и оценивающая — оценка своих достижений в учебной деятельности, помогает ребенку осознать и зафиксировать свои успехи, проанализировать свой учебный опыт, задуматься над результатами своего труда.

Воспитательная — осознание в себе обучающегося, человека, ценностных ориентаций. Функция творческого развития — позволяет проявить творческие способности.

 

  1. Порядок формирования портфолио

4.1. Период составления портфолио – 1 - 4 классы начальной школы.

4.2. При формировании портфолио функциональные обязанности между участниками образовательного процесса распределяются следующим образом:

1) обучающийся и родители или законные представители ведут работу по формированию и заполнению портфолио;

2) классный руководитель оказывает помощь обучающимся в процессе формирования портфолио; проводит информационную, консультативную, диагностическую работу по формированию портфолио с обучающимися и их родителями; осуществляет посредническую функцию между обучающимися и учителями - предметниками, педагогами дополнительного образования, представителями социума в целях пополнения портфолио; осуществляет контроль за пополнением обучающимися портфолио; обеспечивает обучающихся необходимыми формами, бланками, рекомендациями, оформляет итоговые документы, табель успеваемости; организует воспитательную работу с обучающимися, направленную на личностное и профессиональное самоопределение;

3) учителя-предметники, педагоги дополнительного образования проводят информационную работу с обучающимися и их родителями по формированию портфолио; помогают обучающимся в накоплении материалов портфолио; организуют проведение олимпиад, конкурсов, конференций по предметам, изучение обучающимися элективных и факультативных курсов; разрабатывают и внедряют систему поощрений за урочную и внеурочную деятельность по предмету или образовательной области; проводят экспертизу представленных работ по предмету; пишут рецензии, отзывы на учебные работы;

4) педагог-психолог, социальный педагог проводят индивидуальную психодиагностику; ведут коррекционно-развивающую и консультативную работу.

Ученик в любой момент может поместить в любой раздел портфолио материалы о своих успехах: рисунки, грамоты, фото выступлений, листы выполненных заданий, награды и т. п.; а также может в любой момент убрать материалы из папки, кроме результатов обязательной части.

Ответственность за организацию формирования портфолио и систематическое ознакомление родителей (законных представителей) с его содержанием возлагается на классного руководителя.

Учитель пополняет только обязательную часть: один раз в четверть помещает в папку ученика предметные контрольные работы и напоминает ему поместить туда копию страницы Дневника с Таблицей результатов. В конце учебного года учитель помещает в папку диагностические метапредметные работы (кроме личностных результатов) и их систематизированные данные - копию из Таблицы результатов.

При оформлении портфолио соблюдаются следующие требования:

  • систематичность и регулярность ведения портфолио;
  • достоверность сведений, представленных в портфолио;
  • аккуратность и эстетичность оформления;
  • разборчивость при ведении записей;
  • целостность и эстетическая завершенность представленных материалов;
  • наглядность.

 

  1. Структура, содержание и оформление портфолио

5.1. В состав Портфолио обучающегося могут входить:

1.  Выборки детских работ — формальных и творческих, выполненных в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам, а также в ходе посещаемых обучающимися занятий, реализуемых в рамках образовательной программы.

Обязательной составляющей портфеля достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам.

Остальные работы должны быть подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий. Примерами такого рода работ могут быть:

по русскому языку и литературному чтению, иностранному языку, чувашскому языку — диктанты и изложения, сочинения на заданную тему, сочинения на произвольную тему, аудиозаписи монологических и диалогических высказываний, «дневники читателя», иллюстрированные «авторские» работы детей, материалы их самоанализа и рефлексии и  т.  п.;

по математике — математические диктанты, оформленные результаты мини‑ исследований, записи решения учебно­познавательных и учебно­практических задач, математические модели, материалы самоанализа и рефлексии и  т.  п.;

по окружающему миру — дневники наблюдений, оформленные результаты мини­исследований и мини­проектов, интервью, творческие работы, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;

по предметам эстетического цикла — аудиозаписи, фото­ и видеоизображения примеров исполнительской деятельности, иллюстрации к музыкальным произведениям,
иллюстрации на заданную тему, продукты собственного творчества, аудиозаписи монологических высказываний­описаний, материалы самоанализа и рефлексии и  т.  п.;

по технологии — фото­ и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, продукты собственного творчества, материалы самоанализа и рефлексии и  т.  п.;

по физической культуре — видеоизображения примеров исполнительской деятельности, дневники наблюдений и самоконтроля, самостоятельно составленные расписания и режим дня, комплексы физических упражнений, материалы самоанализа и рефлексии и  т.  п.

2.  Систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы и листы наблюдений и  т.  п.) за процессом овладения универсальными учебными действиями, которые ведут учителя начальных классов (выступающие и в роли учителя­предметника, и в роли классного руководителя), иные учителя­предметники, школьный психолог, организатор воспитательной работы и другие непосредственные участники образовательного процесса.

3.  Материалы, характеризующие достижения обучающихся в рамках внеурочной и досуговой деятельности, например, результаты участия в олимпиадах, конкурсах, смотрах, выставках, концертах, спортивных мероприятиях, поделки и  др. Основное требование, предъявляемое к этим материалам, — отражение в них степени достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

 

5.2. Портфолио ученика включает в себя:

А) Титульный лист, который содержит основную информацию (фамилия, имя, отчество, учебное заведение, класс, контактную информацию и фото ученика (по желанию родителей и ученика).

Б) Оглавление (содержание).

В) Основную часть, которая содержит:

1) раздел «Мой мир», содержащий информацию, которая важна и интересна для ребенка (возможные подразделы: «Мое имя», «Моя семья», «Мои друзья», «Мой город», «Мои увлечения», «Моя мечта»): этот раздел содержит личностную рефлексию ученика, в том числе и по материалам самого Портфолио, это часть его личностных результатов.

2) раздел «Моя школа» (возможные подразделы «Безопасный маршрут до школы», «Мои учителя», «Мой класс», «Расписание уроков», «Моя общественная деятельность»): работа с информацией, общение с людьми, организация своих дел, выбор и оценка поступков; этот раздел отражает личностные, метапредметные результаты и универсальные учебные действия: регулятивные, познавательные, коммуникативные.

3) раздел «Мои успехи и достижения» (возможные подразделы: «Мои награды», «Мои планы», «Участие в конкурсах и олимпиадах»): этот раздел наполнен грамотами, дипломами, сертификатами, благодарственные письма, удачно написанными контрольными работами, интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах, графиками роста чтения; раздел представляет предметные результаты ученика.

4) раздел «Мое творчество»: содержит комплект различных творческих, исследовательских работ обучающегося, демонстрирующие нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий. Может включать в себя: рисунки, сказки, стихи, фотоснимки объёмных работ, исследовательские работы обучающегося; описание экспериментов и лабораторных работ, выполненных учащимся; результаты технического творчества обучающегося; описание моделей, макетов, наглядных пособий, изготовленных учащимся, приборов, их фотографии; работы по искусству.

 

5.3. Оформление портфолио

5.3.1 Портфолио оформляет ученик под руководством классного руководителя, родителей или самостоятельно в соответствии со структурой. Обучающийся имеет право включать в портфолио дополнительные разделы, материалы, элементы оформления и т.п.

5.3.2. При формировании портфолио соблюдается принцип добровольности. Ни одна работа не является обязательной для включения в портфолио учеников. Любой материал включается или изымается только с согласия ученика.

5.3.3. При оформлении портфолио должны соблюдаться следующие требования:

– систематичность и регулярность ведения портфолио;

– достоверность сведений, представленных в портфолио;

– аккуратность и эстетичность оформления;

– разборчивость при ведении записей;

– наглядность.

5.3.4. Индивидуальные образовательные достижения обучающегося и все необходимые сведения фиксируются в портфолио в течение учебного года.

5.3.5. В конце учебного года проводится анализ портфолио и личных достижений обучающегося в образовательной деятельности. Этот анализ проводится классным руководителем.

 

  1. Порядок оценки материалов портфолио

6.1. Критериями оценивания являются:

- соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;

- динамика результатов предметной обученности, формирования УУД.

6.2. В конце учебного года проводится выставка - презентация Портфолио.

6.3. Обучающиеся представляют свое Портфолио и оценивают результаты своих достижений.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ПОЛОЖЕНИЕ. о порядке оплаты и стимулирования труда | Условия участия в фотоконкурсе
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал