Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблемы модернизации системы образования.






Российская система образования ныне переживает процессс реформирования. Министерство образования, опираясь на педагогическое сообщество стремится обеспечить реализацию изложенных выше принципов деятельности системы образования в новых условиях. Отправным моментом при этом является ясное понимание значения образования в современных условиях. «… в мировой экономике образование занимает одно из ведущих мест.Оно уже давно стало дорогим и самым ценным товаром, а устойчивое развитие стран уже давно определяется не столько их ресурсами, сколько общим уровнем образования нации…Основа нашей государственной политики – бесплатное образование»99.

Дискуссии о реформах в системе образования ведутся по следующим темам:

долевое развитие бесплатного и платного образования, проблемы согласования их содержания;

сроки и ступени обучения в условиях вхождения страны в мировой рынок;

единый выпускной экзамен в общеобразовательной школе как средство дальнейшей демократизации системы образования.

Рассмотрим последовательно.

-Развитие частных учебных заведений, являющихся дополнением к государственной системе образования, создадо обстановку острых дискуссий в педагогическом сообществе по поводу достоинств и недостатков частного образования. К доводам «против» относятся: платность ограничивает доступность образования для малообеспеченных слоев населения, усиливая социальное неравенство; в частных школах ослабевает государственный контроль за содержанием и качеством обучения, фундаментальная подготовка уступает ситуативным интересам, текущей выгоде в подготовке кадров. К доводам «за» относятся: создается конкуренция на рынке образовательных услуг, что должно вести к повышению качества обучения, в сферу образования привлекаются дополнительные финансовые средства, расширяется свобода выбора учебного заведения, а также открываются более широкие возможности для инноваций в системе образования100.

В зарубежных странах доля обучающихся в частных общеобразовательных учебных заведениях колеблется от 10% до 20%.Расширяются платные услуги в сфере дополнительного образования101.

Почти все европейские страны перешли на 12-летнее обучение в общеобразовательной школе.Такая картина соответствует исторической тенденции увеличения сроков обучения. Замечено, что информация, в том числе и научная, в обществе удваивается через каждые 8-10 лет. Противоречие между этой тенденцией и фиксированным содержанием и сроков обучения в школе решается, как известно, двумя способами: интенсификацией учебного процесса и увеличением сроков обучения. На Западе высшее образование является двух ступенчатым: бакалавриат (4 года) и магистратура (2 года).В совокупности это-6 лет. Для СССР и России характерно в общем 5 летнее высшее образование.В обстановке вхождения России в западный рынок, в том числе и рынок труда, встал вопрос о «конвертируемости» дипломов Российкой школы, следовательно, о синхронизации содержания и сроков (ступеней) образования, как всеобщего, так и высшего.Как известно, ныне идут дискуссии, а также эксперименты по решению этой проблемы. Министерство образования пордписало соглашение о вхождении Российской системы образования в Болонский процесс, которое обязывает университеты, согласившиеся на взаимное признание дипломов, привести свою структуру образовательного процесса в соответствие с общими требованиями: ввести двухступенчатое высшее образование, перейти к 100 балльной системе оценок и пр.

Эта необходимость обязывает также пересмотреть и всю систему школьного образования – мы стоим перед увеличением сроков обучения до 11 или 12 лет.102Тем более, что Россия начинает входить в Болонский процесс с целью конвертирования дипломов выпускников своих вузов.

Пока нет ясности также в вопросе о введении государственных именных финансовых обязательств. В дискуссиях по этому вопросу высказывается мысль о том, что уже идущий эксперимент может существенно ограничить гарантированное Конституцией право на образование граждан.Сьезд Союза ректоров России (декабрь 2002г.) с тревогой отметил, что практически не меняется ситуация, сложившаяся с профессорско-преподавательским составом. Низкая оплата его труда и слабая социальная защишенность влекут за собой снижение уровня преподавания, старение кадров высшей школы, застой в научно-педагогических коллективах. Также вызывает опасение состояние вузовской науки, поскольку из года в год сокращается финансирование фундаментальных и поисковых исследований, в них участвуют лишь около 10% преподавателей. Проводимые в жизнь подходы к модернизации системы подготовки и особенно воспитания специалистов слабо учитывают современные реалии, новые вызовы ХХI века, включая распространение терроризма, нарастание угрозы экологической катастрофы, обострение рисков, вызываемых техногенными факторами, процессами экономической и политической глобализации.

Не уделяется также внимание социальным проблемам студенчества. Неудовлетворительное материальное положение части студентов ведет к перегрузке молодых людей побочными заработками, пагубно сказывается на их здоровье. Студенчество утрачивает черты, присущие российской интеллигенции: бескорыстное служение обществу, тяга к знаниям. Часто они вытесняются карьеризмом, делячеством и эгоцентризмом103.

Контрольные вопросы

1.Раскройте понятие образование (юридический аспект).

2.Какие предметы изучали в школе дореволюционной России?

3.Назовите направления реформирования системы образования в процессе реформирования России?

4.Как характеризует современное состояние высшего образования Союз ректоров России?

Литература

Добреньков В.И. Нечаев В.Я. Общество и образование.М., 2003

Зайончковский П.А. Российское самодержавие в конце ХIХ в.М., 1978.

Интеллектуальная культура специалиста. Сб. научных трудов. Отв.ред.Ладенко И.С. М., 1988.

Миронов А.В. Социально-гуманитарное образование в России (состояние, проблемы, перспективы) М., 2001

Нечаев В.Я. ст.. Образование //Социиальная энциклопедия.М., 2000.

Нечаев В.Я.Социология образования. Курс лекций. М., 1998.

IIВсероссийский социологический конгресс. Материалы секции «Социология образования». М., 2003.

Общеевропейкий процесс и гуманитарная Европа. Роль университетов. Изд-во МГУ., 1995.

Постановление VIIсьезда Российского Союза ректоров высших учебных заведений: О стратегии модернизации высшего образования. М., 2003.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал