Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психодраматический блок в сочетании с элементами тренинга личностного роста






Цель – коррекция дисфункциональных, не эффективных способов переживания-преодоления критических ситуаций и выработка на этой основе адаптивных стратегий преодоления трудных, критических ситуаций – не нарушающих личностное развитие подростков.

Своеобразной единицей, минимальной целостностью данного блока, согласно А.Г. Лидерсу (1996), будет выступать «искусственно сконструированная или подсмотренная руководителем естественная ситуация, в которой участник тренинга побуждается к совершению своеобразного микропоступка, совершает его, а затем получает от друзей и дает им обратную связь – что он переживал и что они переживали, что они видели и чувствовали в этой ситуации микропоступка и испытания для одного из участников тренинга. Схематически эта клеточка выглядит так: «ситуация – действие и переживание в ситуации – рефлексия и обратная связь»» [55, С.65]. Это способно привести к личностному росту, который понимается как «результат особой работы, особой деятельности личности, которая развертывается после того, как личность совершает под влиянием внешних и внутренних побуждений нечто, что переживается ей самой как своеобразный выход за её пределы. Это нечто, выход за пределы наличной личности, и есть (микро) поступок личности» [55, С.65].

В качестве тем «естественных ситуаций», выступающих в качестве основного содержания занятий этого блока, предлагаем использовать критические ситуации, выявленные нами в экспериментальном исследовании. Их можно разделить на три группы:

1. «Сверстники, друзья»

· конфликты, споры – любые «неудачные» отношения с друзьями, одноклассниками, после которых возникали неприятные переживания, а также необдуманные поступки и действия;

· конфликтные отношения друзей (подруг) с вашими родителями, вызывающие у вас чувство обиды, неудовлетворенности, напряжения, одиночества, злости, безысходности (безвыходности).

2. «Семья»

· конфликты, ссоры, напряженные отношения между родителями, между родителями и родственниками;

· напряженные, конфликтные отношения с братом (сестрой);

· напряженные, плохие отношения с родителями.

3. «Школа»

· напряженные отношения между родителями и учитилями;

· конфликты с учителями, с педагогическим коллективом и обслуживающим персоналом школы;

· плохие взаимоотношения с одноклассниками.

Общей чертой при описании каждой ситуации является то, что в ней у подростков возникают состояния, в основе которых лежит психотравмирующее переживания, а также то, что в качестве «выхода» из ситуации подростки используют определенный тип (клиническую форму) отклоняющегося поведения. Это могут быть побеги из дома, употребление психоактивных веществ (алкоголя, наркотиков), совершение противоправных действий, ауто и гетероагрессия.

При обсуждении каждой сессии необходимо делать упор на то, что девиантное поведение подростков является следствием неэффективного переживания критических ситуаций, их псевдопреодоление, а также на поиск новых альтернативных, стратегий преодоления трудностей без ущерба для личностного развития. Сценарий для ролевых игр не является жестко детерминированным психологом. Иногда он определяется самим подростком, выступающим в качестве протагониста по ходу психодраматической сессии.

В качестве упражнений для «разогрева» - как начального этапа психодарматической сессии - предлагаем следующие:

«Встретились два существа» - участники получают задание придумать и показать сценку, как встретились два существа и чем это закончилось. При этом участникам необходимо выполнить одно условие – они должны представить каждое существо без слов. То есть, надо жестами, мимикой, возможно, типичными для этого существа звуками показать характерные его особенности. Нужно также показать реакцию этих существ друг на друга.

«Матрешка» - используется для облегчения самопрезентации подростка и стимуляции у него стремления к самопознанию, самораскрытию.

Инструкция: упражнение, которое ты сейчас будешь выполнять (если захочешь), дает возможность лучше узнать, кто ты такой и что скрывается за твоей внешней оболочкой… Дело в том, что в человеке много пластов. Верхний – это тот образ, то лицо, которое человек демонстрирует миру. Этот образ виден всем. А вот нижние слои скрыты от посторонних глаз, а порой и сам человек слабо знаком с ними. Я хочу, чтобы ты на время представил себя такой матрешкой, как бы стал ею. Сначала нужно описать себя таким, каким тебя видят другие люди. Затем – открыть матрешку, найти там скрытый от посторонних глаз слой и тоже рассказать о нем. Потом ты снимешь с матрешки еще одну оболочку и откроешь следующий, более глубокий пласт… Пожалуйста, рассказывай о себе до тех пор, пока не дойдешь до таких частей своего «Я», которые ты никому не хочешь показывать.

Этот прием помогает избежать дискомфорта и обеспечивает подростку, выполняющему упражнение, психологическую безопасность.

«Граница» - участники располагаются попарно на расстоянии десяти шагов друг от друга. Необходимо медленно продвигаться навстречу друг другу и постараться уловить момент, когда будет неприятно дальнейшее приближение партнера, одновременно следя за тем, когда этот момент возникнет у него.

«Психологическая дистанция» - изображение ближайшего окружения подростка (протагониста) через расстояние. При этом психологическая дистанция определяется как оценка отношений человека с конкретными людьми, представленная во внешних количественных (пространственных) характеристиках. Инструкция – степень близости наших отношений с тем или иным конкретным человеком может быть определена с помощью понятия «психологическая дистанция». Давайте попробуем выразить близость-дальность отношений друг с другом через расстояние в пространстве. Доброволец должен встать лицом к стене, а все остальные участники располагаются за его спиной на таком расстоянии, которое символически будет выражать близость их отношений с ним. При этом необходимо учитывать взаимное расположение относительно друг друга. Затем стоящие за спиной должны разойтись, запомнив при этом свои места. После этого доброволец поворачивается и расставляет участников так, как, по его мнению, они должны были встать.

В заключении, проводя обсуждение возникших переживаний, следует подумать над такими вопросами: Сложно ли было прогнозировать расположение своих товарищей? Чувствовали вы себя уверенно, когда расставляли их по местам? Постигло ли вас разочарование, когда вы увидели, какие места они заняли сами, или, напротив, вас это обрадовало? Что вас удивило в этом упражнении? Что вы узнали нового о себе и своих товарищах?

«Волшебный магазин» - участникам необходимо представить себе, что на сцене открыта лавочка, где продаются чудесные вещи – любовь, мужество, мудрость, уважение и т. п. Добровольцев просят выйти вперед и попробовать выменять какой-либо товар. Режиссер, играющий роль хозяина лавки, уточняет, сколько нужно; от кого; в связи с чем. Потом он просит что-нибудь взамен, по бартеру. Разработка этой темы приводит к тому, что добровольный покупатель начинает лучше понимать цель своей покупки и осознавать последствия своих действий.

В качестве психодарматических техник можно использовать следующие:

Обмен ролями протагонист (подросток) играет в психодраме роль какой либо другой ключевой фигуры, а вспомогательное «Я» (другой подросток из группы) берет на себя роль протагониста. В этом случае вспомогательное «Я» становится объектом проекций, поэтому при обмене ролями протагонист получает доступ к отвергаемой им части собственной личности, выражает вытесненные потребности, желания, скрытые мотивы. Техника используется для того, чтобы из другой роли подросток получил необходимые ему поведенческие образцы или качества. Применение техники позволяет пережить новый эмоциональный опыт и расширить поведенческий репертуар. С ее помощью можно управлять эмоциональным напряжением разыгрываемого действия

Зеркало подросток, выступающий в роли вспомогательного «Я», должен как можно точнее сымитировать поведение протагониста на сцене, в то время как протагонист покидает место действия. В этой технике искусственно создается проекция, для того что бы подросток обнаружил те аспекты поведения, а через них желания и чувства, которые ранее отвергал.

Проекция на будущее позволяет разыграть возможный вариант развития событий (сцену из будущего). Применение техники дает возможность апробировать новые поведенческие стратегии, закрепить те способы действия, которые были освоены в психодраме.

Моделирование демонстрация вспомогательным «Я» альтернативных способов действий для того, что бы протагонист нашел приемлемый для себя образец. Происходит обучение подростка новым поведенческим стратегиям.

Свеча кратковременное, длящееся несколько минут пребывание каждого участника в роли протагониста.

Разговоры за спиной – протагонист садиться спиной к группе и слушает, как его обсуждают.

В качестве дополнения отметим, что для избежания методической ошибки при проведении психокоррекционной работы с подростками необходимо учитывать, что прохождение арт-терапевтического и психодраматического (с использованием элементов тренинга личностного роста) блоков происходит параллельно друг другу, в виде двух относительно самостоятельных, но взаимодополняющих тренингов. Они проходят в разное время и в разные дни. Для более эффективной работы необходимо взаимодействовать с социальным окружением подростков: родителями, опекунами, педагогическим составом школы или реабилитационного центра в зависимости от того, где осуществляется психокоррекционное взаимодействие.

Форма промежуточного и окончательного контроля. В качестве промежуточного контроля можно использовать устные самоотчеты участников во время чаепития, которые в свою очередь помогают подросткам лучше осознать свои успехи, изменения, если таковые произошли, а также это дает ведущему возможность контролировать эффективность работы, проводимой с подростками. Для окончательного контроля можно использовать анкету [55], разработанную Головатенко И., Лидерсом А., (1999):

1. Что ты ожидал (а) от тренинга?

2. Знал (а) ли ты, что такое тренинг?

3. Соответствовало ли то, что было на тренинге, твоим ожиданиям?

4. Что тебе понравилось на тренинге?

5. Что тебе не понравилось на тренинге?

6. Поменялся (ась) ли ты (как человек, как личность) за время тренинга?

7. Если поменялся (ась), то что с тобой произошло?

8. Кто еще из ребят, с твоей точки зрения, поменялся, и поменялся больше всего?

9. Какие из упражнений тренинга оказали наибольшее влияние на тебя? На группу?

10. Было ли скучно в группе? Когда?

11. Было ли тебе страшно в группе? Когда?

12. Жалеешь ли ты о чем-то, что произошло за время тренинга? О чем?

13. Что из того, что ты получил (а) на группе, ты можешь использовать в своей повседневной жизни уже сейчас?

14. Легче ли тебе стало анализировать особенности поведения окружающих тебя людей?

15. Стал (а) ли ты лучше понимать себя?

16. Нужна ли тебе такая тренинговая группа?

17. Как ты считаешь, нужен ли еще один цикл тренингов?

18. Какие проблемы ты хотел (а) бы обсудить?

19. За кого в ходе тренинга вы переживали особенно много?

20. Что бы ты хотел (а) пожелать себе? Другим? Ведущему?

21. Самое важное для вас событие тренинга. Было ли оно? В чем оно заключалось?

 



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал