Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Использование зарубежного опыта борьбы с отмыванием преступных доходов в России






Членство Российской Федерации в Международной организации по борьбе с отмыванием преступных доходов (ФАТФ) насчитывает около двух лет. После включения в 2000 году нашей страны в «черный список» стран, не противодействующих отмыванию денег, органы государственной власти и управления всерьез занялись решением вопроса организации борьбы с отмыванием денег на территории Российской Федерации, а также российскими гражданами и юридическими лицами на территории других государств. В результате этих усилий был разработан, а потом и принят в 2001 году Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»[67], а также приведены в соответствие с ним другие законодательные акты, регулирующие отдельные вопросы борьбы с отмыванием денег. Однако, согласно Рекомендациям ФАТФ, принятие даже такого детализированного нормативного акта как вышеупомянутый закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», является недостаточным для признания эффективной деятельности государства в сфере противодействия легализации преступных доходов. Кроме того, способы отмывания не остаются неизменными на протяжении даже пары месяцев: лица, занимающиеся отмыванием денег, осваивают новые механизмы с участием новых структур, а также совершенствуют проверенные и зарекомендовавшие себя способы легализации доходов. Вот почему так важен постоянный мониторинг действующего законодательства и анализ информации, предоставленной организациями, осуществляющими операции с денежными средствами и иным имуществом.

Россия не является исключением из общих принципов, выработанных международной практикой, и поэтому основным инструментом отмывания денег являются банковские продукты. Центральный банк Российской Федерации (Банк России), как орган, обладающий полномочиями по разработке и изданию подзаконных актов, способствует повышению эффективности борьбы банков с легализацией преступных доходов путем направления для использования в деятельности соответствующих инструкций, писем и рекомендаций. Многие из них имеют строго определенный круг пользователей, поскольку содержащаяся в них информация относится к сфере, которая затрагивает не только профессиональную деятельность банковских служащих, но и права и законные интересы граждан (например, право на соблюдение банковской тайны). Стоит заметить, что свою работу в данном направлении Банк России координирует с Федеральной службой по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг), которая является основным контролирующим органом у нас в стране в области борьбы с отмыванием денег.

В последствие Банк России направил в кредитные организации два письма, касающиеся порядка осуществления внутреннего контроля над операциями клиентов и предоставления информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу.

Вообще, само понятие «внутреннего контроля» было нормативно закреплено в Федеральном законе от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Рассмотрим общие принципы организации работы в кредитных организациях с учетом требований законодательства о противодействии легализации преступных доходов.

В целях исполнения вышеуказанного закона организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, вменяется в обязанность разработка правил внутреннего контроля и программы его осуществления. Внутренний контроль подразумевает под собой комплекс мероприятий, направленных на обеспечение безопасности, прежде всего, экономической, кредитной организации. Как было отмечено ранее, наиболее проработанной в плане организации считается английская система органов по борьбе с отмыванием денег. Поэтому неудивительно, что при разработке законодательных актов, касающихся деятельности системы внутреннего контроля, были заимствованы основные принципы Положения Великобритании о противодействии отмыванию денег 1994 г.

В начале 2003 г. Правительство Российской Федерации приняло постановление, в соответствии с которым руководителям организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, предписывалось утвердить в месячный срок с момента вступления в силу указанного постановления правила внутреннего контроля. Что касается создаваемых организаций, такие правила должны быть утверждены в течение 1 месяца с момента их государственной регистрации. Правила внутреннего контроля должны включаться в пакет документов, необходимых для государственной регистрации. С другой стороны, в работе по созданию правил внутреннего контроля непосредственное участие должна принимать служба внутреннего контроля, наличие которой в штатном расписании является обязательным условием для банковских учреждений. В любом случае, при подготовке документов для регистрации банка его учредителям необходимо разрабатывать примерные правила, в которые, в свою очередь, вносятся изменения внутренними структурами уже зарегистрированного банка.

Правила внутреннего контроля – не единственный документ, регулирующий деятельность банка, отдельных его подразделений и служащих по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем. Работа службы внутреннего контроля определяется Положением о данной службе.

Служба внутреннего контроля является обязательным структурным подразделением банка, в функции которого наряду с проверкой достоверности, полноты и объективности бухгалтерского учета и отчетности входит исключение вовлечения банка и участия его служащих в отмывании денег. Функции службы внутреннего контроля не могут быть переданы сторонней организации и должны осуществляться сотрудниками, входящими в штат банка. Исключение составляют участники банковских групп, в которых допускается передача обязанностей службы службе внутреннего контроля другой кредитной организации – участника банковской группы. Здесь следует заметить, что законодательством допускается передача лишь части полномочий, поэтому оформление такой передачи не влечет за собой снятие с банка обязанности по созданию собственной службы внутреннего контроля. В случае осуществления такой передачи всем участникам данной операции надлежит передать в территориальное отделение ЦБ РФ информацию о перечне передаваемых функций, порядке взаимодействия служб и ответственности каждой из сторон.

Противодействие участию банка в схемах по легализации доходов является всего лишь одной из функций службы внутреннего контроля, кроме того, данное структурное подразделение рассматривает свою работу по предотвращению подобных операций как обеспечение безопасности самого банка. Учитывая два этих обстоятельства и опираясь на опыт организации системы противодействия отмыванию денег в Великобритании, в штатном расписании банка должна быть предусмотрена должность ответственного сотрудника (либо структурное подразделение) по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Указанное должностное лицо является самостоятельным органом банка и не может входить в состав службы внутреннего контроля. Ответственный сотрудник отвечает не только за разработку и реализацию правил внутреннего контроля и других регламентирующих документов в целях борьбы с отмыванием денег, но и за представление в Федеральную службу по финансовому мониторингу сведений, определенных нормативными актами в этой области. К числу таких сведений отнесены, в том числе, Анкеты юридических и физических лиц – клиентов. Особое внимание сотрудникам банка необходимо уделять трем основным критериям: вид деятельности, географический фактор и виды банковских операций, осуществляемых клиентом. В случае возникновения у служащего банка подозрений в осуществлении клиентом операций с целью легализации преступных доходов, основания возникновения таких подозрений необходимо изложить в части 5 Анкеты. Сведения, относящиеся к сфере деятельности Федеральной службы по финансовому мониторингу, передаются ответственным сотрудником банка путем направления в территориальное отделение Банка России.

Службу внутреннего контроля и ответственного сотрудника по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма можно рассматривать как звено, связующее остальных сотрудников банка с контролирующими органами в целях противодействия отмыванию денег. Наличие указанных структурных подразделений не уменьшает значение действий служащих банка. Поэтому ЦБ РФ особое внимание в своих указаниях уделяет подготовке и обучению кадров банковской организации в области противодействия отмыванию денег и/или финансированию терроризма. Для обозначения подобного обучения используется аббревиатура ПОД/ФТ. Руководитель банка утверждает перечень структурных подразделений и сотрудников, которые должны пройти обучение по ПОД/ФТ. Вводный (первичный) инструктаж в области ПОД/ФТ проводится с работником при приеме на работу либо при переводе в структурное подразделение, включенное в вышеуказанный перечень. Целевой инструктаж проводится в процессе работы сотрудников в случае принятия новых или внесения изменения в действующие законодательные акты, внутренние документы банка, при переводе (временном или постоянном) в структурное подразделение, внесенное в указанный перечень. ПОД/ФТ подразумевает проверку полученных в процессе обучения знаний сотрудников, которая проводится регулярно не реже одного раза в год (периодичность определяется внутренними документами банка). В случае проведения вводного инструктажа проверка проводится по истечении месяца с момента проведения инструктажа.

Такова, в общих словах, организация системы противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, в российских банковских учреждениях. В осуществлении этой работы большую роль играют указания и методические рекомендации Банка России.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.015 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал