Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие, цели и функции туризма






 

В современной научной литературе описано достаточно много подходов к определению понятия «туризм». Все эти подходы рассматривали в своих работах И. В. Зорин и В. А. Квартальнов. Можно только сказать, что существуют географический, экономический, маркетинговый, промышленный и другие подходы. В России данное понятие закреплено законодательно. Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» определяет туризм как «временные выезды (путешествия) граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой в стране временного пребывания деятельностью».

В силу ряда причин индустрия туризма, рассматривая в качестве отрасли, редко удостаивается такого внимания со стороны общества, которое отвечало бы ее роли в экономической деятельности. Одна из главных причин – отсутствие правильно организованного статистического учета туристской деятельности, когда экономические показатели туризма «растворяются» в данных других отраслей народного хозяйства.

Воспользовавшись наиболее авторитетным изданием по туристской терминологии – энциклопедией туризма В. А. Квартальнова и И. В. Зорина можем привести следующие определения туризма и туристской деятельности:

1) Временные выезды (путешествия) граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания (Закон РФ «Об основах туристской деятельности в РФ», 1996).

2) Временный выезд людей с постоянного места жительства в вакационных, оздоровительных, познавательных или профессионально-деловых целях без занятий оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания (Рекомендательный законодательный акт «Об основных принципах сотрудничества государств – участников СНГ в области туризма», 1994).

3) Деятельность лиц, которые путешествуют и пребывают в местах, находящихся за пределами их обычной среды, в течение периода, не превышающего одного года, в целях отдыха, деловых и прочих.

4) Особая форма передвижения людей по маршруту с целью посещения конкретных объектов или удовлетворения специализированного интереса.

5) Вид путешествия, совершаемого для отдыха, образовательных, деловых, любительских или специализированных целей. «Туризм – один из видов активного отдыха, представляющий собой путешествия, совершаемые с целью познания тех или иных районов, новых стран и сочетаемые в ряде стран с элементами спорта» (Манильская декларация по мировому туризму).

6) Движение (перемещение), нахождение вне постоянного места жительства и аспект временности пребывания в объекте интереса. Манильская декларация по мировому туризму (1980 г.) провозгласила: «Туризм понимается как деятельность, имеющая важное значение в жизни народов в силу непосредственного воздействия на социальную, культурную, образовательную и экономическую области жизни государств и их международные отношения».

7) Форма умственного и физического воспитания, реализуемая через социально-гуманитарные функции туризма: воспитательную, образовательную, оздоровительную и спортивную.

8) Популярная форма организации отдыха, проведения досуга.

9) Отрасль хозяйства по обслуживанию людей, находящихся временно вне места постоянного проживания, а также сегмент рынка, на котором сходятся предприятия традиционных отраслей хозяйства с целью предложения своей продукции и услуг туроператорам.

10) Совокупность всех видов научно-практической деятельности по организации и осуществлению туристско-экскурсионного курортного и гостиничного дела.

Анализируя понятие «туризм» с использованием системного подхода, выделим концепцию Лейпера. Он считает туризм системой, состоящей из следующих основных элементов: географический компонент; туристы и туристская индустрия. Географический компонент включает в себя три основных составляющих: регион, порождающий туристов; транзитный регион и регион туристской дестинации. Сделаем небольшое, но важное отступление от темы.

Дестинацией называется территория, предлагающая определенный набор услуг, которые отвечают потребностям туриста, удовлетворяют его спрос на перевозку, ночлег, питание, развлечения и т. д., и являющаяся целью его путешествия. Следовательно, дестинация, чтобы быть таковой, должна обладать: а) определенным набором услуг; б) достопримечательностями; в) информационными системами.

Дестинация может быть первичной или вторичной. Первичная дестинация своей привлекательностью вызывает у клиентов интерес посетить ее и главной целью при этом является удовлетворение интереса за определенный, достаточно длительный промежуток времени (например, за неделю). Вторичная дестинация (остановка в пути) представляет собой место, в котором неизбежна остановка на пути к первичной дестинации. Основная задача вторичной дестинации – удовлетворение желаний туристов в течение одного-двух дней.

Термин туризм (tourism) первым употребил В. Жекмо в 1830 г. Слово «туризм» происходит от французского «tour», что значит «прогулка». До недавнего времени в разных странах понятия «туризм», «турист» понимались неодинаково. В нашей стране в связи с тем, что туризм и санаторно-курортные учреждения управлялись разными системами, понятие «турист» ограничивалось участниками туристских путешествий и походов и отделялось от понятия «отдыхающий» в санаториях, пансионатах и домах отдыха. В других странах разные виды рекреационной деятельности также часто определялись в разных терминах. С развитием туризма в современном мире, особенно международного и с созданием международных туристских организаций, сделалось необходимым дать общепринятое определение понятию «туризм».

Одно из первых и наиболее точных определений туризма было дано профессорами Бернского университета Хунзикером и Крапфом и позже было принято Международной ассоциацией научных экспертов по туризму. Эти ученые определяют туризм как ряд явлений и взаимоотношений, возникающих как результат путешествия людей до тех пор, пока это не приводит к постоянному пребыванию и не связано с получением какой-либо выгоды.

Туризм – частный случай путешествий, однако, имеет четкие отграничения из общности, строго определенные характеристики, известно множество определений туризма в понятийном смысле, и, разумеется, человек, совершающий или участвующий в туристском путешествии, туристской поездке, походе и именуется в общем случае туристом.

Туризм это: а) особый массовый род путешествий с четко определенными целями туризма, совершаемых собственно туристами, то есть деятельность самого туриста, и б) деятельность по организации и осуществлению (сопровождению) таких путешествий – туристская деятельность. Такая деятельность осуществляется различными предприятиями индустрии туризма и смежных отраслей. Приведем теперь классическое определение туризма.

Туризм – временное перемещение людей с места своего постоянного проживания в другую страну или другую местность в пределах своей страны в свободное время в целях получения удовольствия и отдыха, оздоровительных и лечебных, гостевых, познавательных, религиозных или в профессионально-деловых целях, но без занятия в месте временного пребывания работой, оплачиваемой из местного финансового источника.

В 1993 году Статистическая комиссия ООН приняла определение, одобренное ВТО и широко используемое в международной практике: «туризм охватывает деятельность лиц, которые путешествуют и осуществляют пребывание в местах, находящихся за пределами их обычной среды, в течение периода, не превышающего одного года подряд, с целью отдыха, деловыми и прочими целями». Хотя в процессе развития туризма появились различные толкования этого понятия, особую значимость при определении этого явления имеют следующие критерии:

Изменение места. В данном случае речь идет о поездке, которая осуществляется в место, находящееся за пределами обычной среды. Однако нельзя считать туристами лиц, ежедневно совершающих поездки между домом и местом работы или учебы, так как эти поездки не выходят за пределы их обычной среды.

Пребывание в другом месте. Главным условием здесь является то, что место пребывания не должно быть местом постоянного или длительного проживания. Кроме того, оно не должно быть связано с трудовой деятельностью (оплатой труда). Этот нюанс следует учитывать, потому что поведение человека, занятого трудовой деятельностью, отличается от поведения туриста и не может классифицироваться как занятие туризмом. Еще одним условием является и то, что путешественники не должны находиться в посещаемом ими месте 12 месяцев подряд и более. Лицо, находящееся или планирующее находиться один год или более в определенном месте, с точки зрения туризма считается постоянным жителем и поэтому не может называться туристом.

Оплата труда из источника в посещаемом месте. Суть данного критерия в том, что главной целью поездки не должно быть осуществление деятельности, оплачиваемой из источника в посещаемом месте. Любое лицо, въезжающее в какую-нибудь страну для работы, оплачиваемой из источника в этой стране, считается мигрантом, а не туристом этой страны. Это относится не только к международному туризму, но и к туризму в пределах одной страны. Каждый человек, путешествующий в другое место в пределах одной страны (или в другую страну) для осуществления деятельности, оплачиваемой из источника в этом месте (или стране), не считается туристом этого места.

Три этих критерия, положенные в основу определения туризма, являются базовыми. Вместе с тем есть особые категории туристов, в отношении которых данные критерии все-таки недостаточны – это беженцы, кочевники, заключенные, транзитные пассажиры, которые формально не въезжают в страну, и лица, сопровождающие или конвоирующие эти группы.

Здесь уместным будет привести определение, предложенное Международной ассоциацией научных экспертов в области туризма: «туризм есть совокупность отношений, связей и явлений, сопровождающих поездку и пребывание людей в местах, не являющихся местами их постоянного или длительного проживания и не связанных с их трудовой деятельностью». В основе системы туризма, по мнению швейцарского ученого К. Каспара, лежат две субсистемы: субъект туризма (турист – потребитель туристских услуг) и объект туризма, состоящий из трех элементов – туристского региона, туристских предприятий и туристских организаций.

Следовательно, туризм также можно определить как совокупность составляющих: продуктов, сервиса, объектов показа и производственных единиц, которые предлагаются индивидуальным потребителям или группам потребителей, временно оставляющим место постоянного проживания и путешествующим в определенные туристские пункты назначения (дестинации).

Существует пять четко выделенных важных признаков, отделяющих туризм от путешествий и иных действий и процессов:

ü временное перемещение и посещение дестинации и непременное возвращение обратно;

ü дестинация – это другая местность (страна), отличная от места постоянного проживания человека;

ü цели туризма, отличающиеся сугубо гуманистическим содержанием и направленностью;

ü совершение туристского путешествия в свободное от работы или учебы время;

ü запрещение туристу заниматься в дестинации деятельностью, оплачиваемой из местного финансового источника.

Из совокупности экономических характеристик туризма пять должны быть определены концептуально:

1) туризм как процесс и результат передвижения людей по различным туристским маршрутам;

2) определение двух основных базовых элементов туризма: путешествие к месту пребывания и пребывание там;

3) путешествие означает выезд из страны (региона) постоянного проживания туриста;

4) перемещение туристов к различным туристским центрам требует времени, а это значит, что они вернутся в место постоянного проживания через несколько дней, недель или месяцев;

5) экскурсия – это путешествие без постоянного проживания в туристском центре, не имеющее целью получение дополнительного дохода.

Цели путешествия являются одними из главных и определяющих признаков туризма. В классической теории туризма признается всего 6 общих целей, по которым туризм отграничивается от путешествий вообще:

· оздоровительные (восстановление духовных и физических сил человека, а также и лечение);

· познавательные (совершенствование и углубление знаний о природе естественных явлений, истории и настоящем человечества, культуре других стран и народов);

· спортивные (подготовка и участие в соревнованиях и играх на профессиональном и любительском уровнях, сопровождение спортсменов, а также участие в качестве зрителей);

· профессионально-деловые (бизнес-поездки, участие в конгрессах, конференциях, семинарах, обмен опытом, профессиональное обучение);

· религиозные (паломнические и культовые, культурно-исторические по изучению религии и культов);

· гостевые и ностальгические (посещение родственников, мест исторического проживания).

Вместе с тем, специалистами ВТО разработана стандартная классификация целей поездок, основными из которых являются: а) досуг, рекреация и отдых; б) посещение знакомых и родственников; в) деловые и профессиональные цели; г) лечение; д) религиозные и паломнические; е) прочие цели (например, транзит). При этом поездки с целью досуга, рекреации и отдыха составляют 50% туристских посещений; деловые и профессиональные поездки составляют 30% посещений; 10% туристов посещают знакомых и родственников.

Выделяют также и следующие функции туризма:

§ Восстановительная – освобождение человека от чувства усталости путем контрастной смены обстановки и вида деятельности;

§ Развивающая – предоставление возможности для развития личности (расширение познавательного горизонта, творческой и организаторской деятельности);

§ Развлекательная – предоставление отдыхающим возможности развлечься. Сюда также относят: знакомство с местностью, ее жителями, организация концертов, спортивных и других мероприятий, активный отдых;

§ Экономическая – проявляется через спрос и потребление туристов, а потребности туристов подразделяются на основные, специфические и дополнительные. К экономической функции также относятся обеспечение занятости населения, принесение прибыли, восстановление трудоспособности;

§ Социальная – рост уровня жизни населения, распределение бюджета времени и рациональное использование свободного времени.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал