Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Территориального комплекса






После обоснования расчетами направлений развития комплекса региона устанавливаются темпы и масштабы роста производства по отраслям и соотношения между ними. Для решения вопросов размещения производительных сил по стране нужны балансовые расчеты в разрезе крупных экономических районов по топливу, черным металлам, минеральным удобрениям, цементу, древесине, зерну и другим массовым видам продукции, которые являются предметом основного внутрирайонного и межрайонного грузо­оборота. Эти балансы служат расчетным инструментом и для обос­нования комплексов регионов, причем балансы по оборотным фондам и рабочей силе наиболее важны, а по оборудованию (ввиду разного характера поставок) имеют меньшее значение.

Материальные отраслевые балансы в основном используются для предварительных расчетов уровня развития отдельных отраслей и комплексов смежных производств.

Для уточнения масштабов производства с учетом очередности развития требуются балансы общерайонных ресурсов (собственно балансы регионов), оценка возможностей районов по трудовым, топливно-энергетическим, земельным, водным ресурсам, транс­портным условиям.

Общая схема и порядок разработки балансов регионов во многом аналогичны общим, хотя и различаются по оформлению. Напри­мер, материальный баланс производства и потребления какой-либо продукции региона имеет следующие показатели: остатки на начало года, производство, потребление, вывоз, ввоз, остатки на конец года, избыток (+), недостаток (-).

Баланс трудовых ресурсов региона на определенную дату со­держит также данные: в приходной части — трудовые ресурсы (тыс. чел.), в том числе: население в трудоспособном возрасте, работающие лица старших возрастов и подростки до 16 лет, меж­районное перераспределение трудовых ресурсов (+, —); в расход­ной части — распределение трудовых ресурсов: а) экономическиактивное население (ЭАН), которое включает занятых в эконо­мике и безработных, б) учащиеся трудоспособного возраста, обу­чающиеся с отрывом от производства, в) занятые в домашнем хозяйстве (занятых в личном подсобном хозяйстве в последнее время стали относить к экономически активному населению).

Обосновывая состав и структуру регионального комплекса исходя из предпосылок его собственного развития, можно уста­новить темпы и масштабы производства по заданным (или пред­полагаемым) лимитам важнейших общерегиональных ресурсов, например трудовых.

Так, прирост рабочей силы на расчетную перспективу намеча­ется для использования в наиболее эффективных производствах (согласно районно-отраслевому ряду). Из этого прироста предва­рительно следует вычесть потребность материальных отраслей уме­ренного развития, где в силу невысоких технико-экономических показателей происходит незначительное расширение производства (главным образом за счет роста производительности труда), а также потребность сферы услуг, которая рассчитывается по нормативам и общей численности населения.

По данным о мобильном приросте трудовых ресурсов и про­изводительности труда определяют объемы производства в эф­фективных отраслях. Через нормативные показатели стоимости рабочих мест с этими расчетами увязывается определение необхо­димости капитальных вложений.

Другой вариант масштабов и структуры регионального ком­плекса можно рассчитывать, предполагая, что часть трудовых ре­сурсов (скажем, от 5 до 15%) выбывает в другие регионы (для трудоизбыточного региона) или поступает из других районов (для трудодефицитного региона).

Определяя масштабы и структуру регионального комплекса, необходимо обеспечить тесную взаимосвязь балансовых расчетов и расчетов экономической эффективности. Если имеется дефицит продукции в стране, ее производство приходится размещать и в регионах с менее благоприятными условиями (в соответствии со схемой очередности).

При одинаковых или близких технико-экономических показа­телях развития отраслей предпочтение отдается тому региону, где размещение этих отраслей лучше способствует решению проблем более полного использования трудовых ресурсов, выравнивания уровней экономического развития, сокращения потребления де­фицитных видов сырья и топлива.

Рассчитав масштабы производства продукции в районе, ее вы­воза, внутреннего потребления, рациональную структуру, следует определить в абсолютном выражении условную суммарную эф­фективность территориальной специализации и комплексности всего районного хозяйства (речь идет об исчислении условной эффективности, потому что традиционными расчетами не охваты­вается вся система районов и отраслей). На основе метода расчета эффективности замещения и комплексирования производств можно приближенными экономическими методами близко подойти к определению народнохозяйственного оптимума при размещении отраслей и формировании комплексов.

Общая условная эффективность специализации и комплекс­ного развития района Э выражается суммарной разностью затрат £ ЛЗбр худшего (базисного) и лучшего (расчетного) вариан­тов по всем отраслям (1,..., п) регионального комплекса (на экви­валент), а также сроком окупаемости капитальных затрат Ток, кото­рый сравнивается со средним народнохозяйственным (8 лет):

р.с.к

= ХАЗб = (361 - Зр1) +... + (3рл),

где Э — расчетная эффективность специализации и комплекс­ного развития;

ХАЗ, — суммарная разность затрат базисного и расчетного вариантов.

> б.Р

J6.p

где Ток — срок окупаемости капитальных затрат, равный суммар­ной разности затрат на капитальные вложения по ба­зисному и расчетному вариантам, деленной на суммар­ную разность текущих затрат по базисному и расчетному вариантам,.

Практически одновременно учитываются затраты как по взаи­
мозамещению различных отраслей, так и по комплексированию
смежных производств. Будущие затраты в регионе сравниваются с
показателями за предыдущий период или с затратами в другом
районе. -

3.6. Экономико-математическое моделирование региональных комплексов

В отличие от отраслевых экономико-математических задач, районные модели вначале были только балансовыми и не имели элементов оптимизации. В настоящее время применяются более совершенные оптимизационные (матричные и сетевые) методы моделирования региональных комплексов.

Синтетическая балансовая модель района возникла в развитие идей баланса народного хозяйства страны. При помощи этой про­изводственной модели можно выявить внутрирайонные пропор­ции, анализировать структуру продукции и дохода района, а также его межотраслевые связи.

Основу модели составляет районный межотраслевой баланс производства и распределения продукции по аналогии с разраба­тываемым для страны, отражающий и детализирующий баланс народного хозяйства.

Межотраслевой стоимостный баланс (табл. 3.2) состоит из че­тырех разделов-квадратов, где раздел I (главный) показывает обо­рот средств производства между отраслями народного хозяйства (он образует фонд возмещения и составляет ядро модели районного производственного комплекса); раздел II раскрывает вещественную структуру конечного продукта — фонд накопления, фонд непро­изводственного потребления, вывоз продукции (иногда последний рассматривается как самостоятельная позиция); раздел III харак­теризует первичное распределение национального дохода на фонд оплаты труда и прибавочный продукт; раздел IV показывает час­тичное перераспределение вновь созданной стоимости (заработ­ная плата работников и доходы предприятий непроизводственной сферы).

В модель хозяйства региона включается характеристика меж­районных связей и производственных ресурсов — трудовых, ос­новных фондов, земли и др. (связанных с производством через коэффициенты трудоемкости, фондоемкости и т. д.). Показывается также отраслевая структура поступления и распределения этих ресурсов, отраслевая и межрайонная структуры вывоза и ввоза продукции. Эти дополнительные таблицы, выявляющие регио­нальную специфику производства, обычно отображаются в виде пристроек (крыльев) к основным таблицам.

Таким образом, балансовая модель региона представляет собой систему взаимосвязанных шахматных таблиц (балансов) во главе с межотраслевым балансом производства и распределения продукции.

 

Отчетный межотраслевой баланс производства и распределения продукции района — это табличная форма сводки статистической информации, отражающей уже сложившиеся народнохозяйствен­ные пропорции.

Прогнозный баланс представляет собой результат расчетов таких пропорций на перспективу. Реальные взаимосвязи отраслей по производству и потреблению продукции, соответствие между по­требностями в определенных видах продукции и возможностью их удовлетворения математически описываются системой линейных алгебраических уравнений.

Экономико-математическая модель межотраслевого баланса как совокупность таких уравнений (число которых равно числу рас­сматриваемых видов продукции) выглядит следующим образом:

аихп
х2 =
у2,

= аих\

а2пхп

ап2х2

аппкп + уп.

Или в общем виде

х = ZdyXj + yi (i=\, 2,..., п),

где х — объем производства /-й продукции;

ay — норма расхода /-й продукции на производство у-й про­дукции (коэффициент прямых затрат);

Xj — объем производства у-й продукции;

У[ — конечное потребление г'-й продукции (первое слагаемое формулы — производственное потребление /-й продук­ции).

3.7. Региональное самофинансирование

Финансовые возможности регионов зависят от особенностей их ресурсного потенциала, природных условий, уровня их соци­ально-экономического развития, структуры и специализации хо­зяйства, завершенности хозяйственных комплексов, сбалансирован­ности межрегиональных связей. Однако независимо от этого реги­оны должны иметь равную самостоятельность в формировании и использовании финансовых ресурсов, величина которых непосредст­венно зависит от эффективности работы всего хозяйства региона

Отчетный межотраслевой баланс производства и распределения продукции района — это табличная форма сводки статистической информации, отражающей уже сложившиеся народнохозяйствен­ные пропорции.

Прогнозный баланс представляет собой результат расчетов таких пропорций на перспективу. Реальные взаимосвязи отраслей по производству и потреблению продукции, соответствие между по­требностями в определенных видах продукции и возможностью их удовлетворения математически описываются системой линейных алгебраических уравнений.

Экономико-математическая модель межотраслевого баланса как совокупность таких уравнений (число которых равно числу рас­сматриваемых видов продукции) выглядит следующим образом:

аихп
х2 =
у2,

= аих\

а2пхп

ап2х2

аппкп + уп.

Или в общем виде

х = ZdyXj + yi (i=\, 2,..., п),

где х — объем производства /-й продукции;

ay — норма расхода /-й продукции на производство у-й про­дукции (коэффициент прямых затрат);

Xj — объем производства у-й продукции;

У[ — конечное потребление г'-й продукции (первое слагаемое формулы — производственное потребление /-й продук­ции).

3.7. Региональное самофинансирование

Финансовые возможности регионов зависят от особенностей их ресурсного потенциала, природных условий, уровня их соци­ально-экономического развития, структуры и специализации хо­зяйства, завершенности хозяйственных комплексов, сбалансирован­ности межрегиональных связей. Однако независимо от этого реги­оны должны иметь равную самостоятельность в формировании и использовании финансовых ресурсов, величина которых непосредст­венно зависит от эффективности работы всего хозяйства региона

На его основе можно оценить национальный доход регионов, роль местной финансово-кредитной системы в перераспределении и использовании денежных средств, а также эффективность внешних связей региональной экономики по экспорту и импорту.

Кроме того, финансовый баланс позволяет установить суммы финансовых ресурсов, остающиеся в распоряжении предприятий и организаций; размер отчислений в местный и вышестоящий бюджеты; объемы финансовых средств, аккумулируемых в руках негосударственных финансовых институтов и специализированных фондов на уровне региона. При прогнозе финансово-бюджетной базы финансовый баланс позволяет учитывать эффективность ис­пользования кредитных средств по отраслям и наиболее значимым предприятиям региона, независимо от форм собственности; по­тенциальные возможности привлечения средств населения; учас­тие региона в реализации общероссийских программ структурной перестройки экономики; государственные источники финансирова­ния затрат по каждому направлению экономического и социаль­ного развития на основе передачи финансовых ресурсов из региона в Федерацию и обратно.

Прогнозный финансовый баланс территории должен быть ори­ентирован на определение важнейших закономерностей движения финансовых ресурсов по обобщающим показателям их формиро­вания и основных направлений их использования в перспективе.

Доходная часть свободного баланса должна включать создан­ные и остающиеся в регионе доходы (в том числе у населения) предприятий и организаций (денежные накопления, амортиза­ционные отчисления), доходы местного бюджета. Кроме того, в составе доходов региона следует учитывать привлеченные извне финансовые ресурсы: бюджетные ассигнования (в том числе на капитальные вложения, социальное обеспечение и др.), средства по перераспределению от вышестоящих организаций и т. д.

Все первичные доходы, формирующие финансовый потенциал региона, необходимо разделить на две группы: доходы, исполь­зуемые на строго определенные цели, и доходы универсального характера. К первой группе относятся фонд оплаты труда, аморти­зационные отчисления, ко второй группе — прибыль (доходы) предприятий и организаций (распоряжение которой относится пол­ностью к самим предприятиям); изъятия в виде платежей в мест­ный и федеральный бюджеты, а также начисления в фонд оплаты труда, в различные целевые фонды.

Информационной базой составления перспективного финансо­вого баланса являются отчетные статистические данные, отчетный

и перспективные балансы денежных доходов и расходов населе­ния, финансовые планы предприятий и организаций, данные ком­мерческих банков и финансовых институтов финорганов, а также аналитические расчеты и сформированный нормативно-правовой порядок расчетов. Показатель прибыли, который характеризует собственные средства и эффективность хозяйствования, включает прибыль общественных организаций, а также коммерческих бан­ков, страховых компаний, финансовых и биржевых институтов. В связи с либерализацией цен и проведением приватизации эко­номики она становится все больше генератором инфляционных процессов, и стремительный рост этого показателя не всегда отра­жает рост эффективности производства. Поэтому в рамках пер­спективных расчетов наиболее актуальной становится проблема увязки этого показателя с динамикой объема производства в нату­ральном выражении.

Другим важным компонентом финансового баланса, характе­ризующим материальные возможности региона для проведения инвестиционной политики, является система амортизационных отчислений и фондов. В странах рыночной экономики нормы амортизации определяются государством одновременно с утверж­дением ставок и перечня налогов, выделяя особый подход к разви­тию отраслей, в которых заинтересовано государство, а также госу­дарственную политику в области стимулирования инвестиционной активности.

Перспективные расчеты этих ресурсов необходимо решать в комплексе с развитием биржевых операций по вопросам кредито­вания и обращения объектов недвижимости.

Сложные и неоднозначные процессы в части формирования денежных доходов населения позволяют утверждать, что, несмотря на явное опережение индекса цен на потребительские товары по сравнению с заработной платой, денежные средства населения должны рассматриваться в качестве реального источника финан­совых ресурсов региона.

В перспективном анализе состояния этой части финансовых ресурсов на уровне региона необходимо принимать во внимание складывающиеся тенденции в дифференциации социальных групп по уровню и источникам формирования их доходов.

В составе финансовых ресурсов территории значительная роль отводится средствам бюджета, которыми непосредственно распо­ряжаются региональные административные органы управления.

Общие принципы построения налоговой системы в России определяет Закон «Об основах налоговой системы в Российской

Федерации». В соответствии с ним устанавливается перечень на­правляемых в бюджетную систему России налогов, сборов, пошлин и других платежей, определяются плательщики, их права и обя­занности (включая налоговые органы), а также льготы по каждому из налоговых платежей.

Объектами налогообложения являются: прибыль (доходы); сто­имость определенных товаров; отдельные виды деятельности; операции с ценными бумагами; право пользования природными (территориальными) ресурсами; имущество юридических и физи­ческих лиц; оформление актов передачи имущества; добавленная стоимость продукции, работ, услуг; другие объекты, установленные законом.

Один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за установленный период налогообложения. Рас­пределение налоговых отчислений между бюджетами разного'уровня представляет собой неотъемлемую часть порядка взимания каждого конкретного вида налога.

Федеральные и местные налоги различаются по направлениям их использования и поэтому становятся основным объектом «спор­ных» отношений между бюджетами различных уровней. Стабиль­ность этих взаимоотношений определяет не только надежность прогнозных расчетов, но и общий масштаб финансово-бюджетной базы региона.

В настоящее время центральные органы разработали и предло­жили документы по принципиальному изменению бюджетной сис­темы России. Новый механизм межбюджетных отношений и бюд­жетного регулирования включает следующие основные постулаты:

• определение трансфертов на уровне взаимоотношений бюд­
жетов России и субъектов Федерации путем создания в
рамках федерального бюджета России фонда финансовой
поддержки регионов (из части поступлений от налога на
добавленную стоимость в консолидированный бюджет Рос­
сийской Федерации);

• оказание финансовой поддержки регионам, чья финансово-
бюджетная база не позволяет полностью финансировать рас­
ходы из бюджета и получившим статус «региона, нуждающе­
гося в поддержке» или «особо неблагополучного региона».

Отдельным направлением разработки прогноза финансово-бюджетной базы региона является анализ существующей и пер­спективной систем налогообложения, адаптированных к конкрет­ным условиям каждого региона. При этом необходимо учитывать тенденции в изменении роли каждого вида налогов в формирова­нии региональных бюджетов.

Стабильной доходной базой бюджета региона служит налог на имущество, поскольку его поступления в меньшей степени зави­сят от результатов хозяйственной деятельности и определяются исходя из стоимости имущества юридических и физических лиц.

В доходной части регионального бюджета аккумулируются доходы от приватизации и управления имуществом объектов муни­ципальной собственности (жилья, предприятий розничной тор­говли, общественного питания, бытового обслуживания населения, предприятий сельскохозяйственного производства, обслуживающих его торгово-закупочных структур, материально-технического снаб­жения и т. д.), в том числе за счет выпуска региональных фондовых бумаг.

Привязка доходов региона к платежам за пользование террито­риальными ресурсами создает условия, при которых регион входит в экономическую систему рыночных отношений в качестве эконо­мически равноправного субъекта хозяйственной деятельности. Здесь осуществляются продажа и купля таких товаров, как подго­товленные к эксплуатации промышленно-производственные пло­щадки, коммуникации, услуги инфраструктуры и т. д.

В доходной части финансового баланса региона на перспективу необходимо отдельно учитывать валютные поступления, а также субвенции и субсидии вышестоящих бюджетов.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал