Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие о личности в психологии






 

Человек, вышедший благодаря труду из животного мира и развивающийся в обществе, вступая в общение с другими людьми с помощью языка, становится личностью, субъектом познания и активного преобразования действительности. Факт принадлежности к человеческому роду фиксируется в понятии индивид. Индивидом мы можем назвать и взрослого, нормального человека, и новорожденного, и идиота, неспособного усвоить язык и простые навыки. Однако, только первый из них является личностью, т.е. социальным существом, включенным в общественные отношения и являющимся субъектом общественного развития.

Появляясь на свет, как индивид, человек становится личностью, и этот процесс имеет исторический характер. Еще в раннем детстве индивид включается в определенную исторически сложившуюся систему общественных отношений, которую он застает уже готовой. Дальнейшее развитие человека внутри социальной группы создает такое переплетение отношений, которое формирует его как личность. Однако было бы неправильно трактовать личность лишь в качестве пассивного продукта социальной среды и не видеть в личности активного деятеля.

Процесс усвоения личностью социального опыта осуществляется во внутреннем мире личности, в котором выражается отношение человека к тому, что он делает. Активность проявляется в характерных для личности мотивах поведения, установках, способах действия, шире – в многообразной деятельности, направленной на преобразование окружающей действительности. Активность личности находитотражение в жизненной позиции, которую человек занимает, осознавая свое положение и место в обществе. Одни и те же жизненные обстоятельства могут порождать различные жизненные позиции, выявляя разные формы активности личности. Например, низкая отметка может глубоко огорчить одного студента и вызвать желание поскорее ее исправить, а другого оставить равнодушным.

Внешние воздействия на человека опосредованы совокупностью внутренних психических механизмов – психическими процессами, состояниями и свойствами, которые и образуют то, что мы называем личностью. Структурными единицами личности, позволяющими прослеживать анализировать все виды деятельности человека, объяснять смену его внутренних психических состояний, побуждений, являются ценности, установки и нормы. Изобразим сказанное на схеме.

 

Через указанные структурные единицы личности можно проследить все виды деятельности человека, объяснить смену его внутренних состояний, побуждений, способность избирательно относиться к внешним воздействиям. Ценности и нормы являются частью сознания, как отдельного человека, так и общественного сознания. Терминальные ценности – это убеждение в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования человека стоит того, чтобы к ней стремиться. Инструментальные ценности – это убеждение в том, что какой–то образ действия или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.

Ценности и нормы являются частью сознания, как отдельного человека, так и общественного сознания, частью культуры. Ценности приобретают психологический смысл в связи с анализом мотивов и поступков отдельной личности. Ценности являются основой бытия людей в обществе и создают культурный мир. Они необходимы для поддержания социального порядка и складываются при взаимодействии людей друг с другом, составляя единую нормативную систему.

Нормы в большей степени ассоциируются со способами достижения людьми своих целей, с некоторыми шаблонами взаимодействия, функциональными формами общения и отвечают на вопрос «как нужно поступать» в тех или иных ситуациях. Обычаи и нравы являются стержнем нормативной системы. Нравы более всего связаны с фундаментальными устоями общества и потребностями. Они считаются само собой разумеющимися и несут эмоциональную нагрузку. Обычаи – это относительно длительные стандартизированные действия, рассматриваемые как обязательные в определенных ситуациях.

Однако нормы, социальные правила поведения могут рассматриваться как ценности, которые, усваиваясь личностью, становятся его установками. Установка обеспечивает устойчивый целенаправленный характер протекания деятельности человека по отношению к какому–либо объекту. Установка возникает при «встрече» двух факторов – потребности и ситуации удовлетворения потребностей, определяя направленность любых проявлений психики и поведения субъекта. Установки регулируют широкий спектр осознаваемых и неосознаваемых форм психической деятельности человека. В частности установка тесно связана с мотивами, которые представляет собой побуждение к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей. Мотив – это совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих человеческую активность и определяющих ее направленность. На приведенной схеме обозначены основные мотивы, возникающие у человека на основе появления у него тех или иных потребностей – достижения, избегания, локус контроля, самооценки, уровня притязаний, власти.

 

 

Потребность – это состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, благодаря которым осуществляется регулирование поведения, определяется направленность мышления и воли человека. Американский психолог А. Маслоу разработал иерархическую теорию базовых потребностей личности. Он выделил потребности выживания, безопасности, общения, признания, самореализации и саморазвития, которые определяют человеческую активность, ибо человек ничего не будет делать не испытывая потребности в чем–либо. С потребностями связаны интересы, в которых потребность осознается, проходя через призму социального положения субъекта. Субъективно интерес обнаруживается в эмоциональном состоянии личности. В динамике своего развития интерес превращается в склонность личности.

Таким образом, формирование личности связано с функционированием социальных норм и ценностей в общении людей с другом. Причем в процессе общения все время происходит как бы сравнение принятых индивидом ценностей с ценностями других людей. Смотрясь как в зеркало в другого человека, в каждом из нас происходит колоссальная работа по формированию в своем психическом мире мира социального, т.е. личности.

Одна из наиболее характерных сторон личности – ее индивидуальность, под которой понимают неповторимое сочетание психологических особенностей человека.К ним относятся: характер, темперамент, особенности протекания психических процессов, совокупность преобладающих чувств и мотивов деятельности, сформировавшиеся способности. Нет двух людей с одинаковым сочетанием указанных психологических особенностей. Личность человека неповторима в своей индивидуальности. Это обстоятельство во многом объясняет, к примеру, горечь утраты близкого человека, вместе с которым из нашей жизни уходит сложный ансамбль человеческих качеств и черт, невосстановимый и неповторимый в других людях. Индивидуальную структуру личности можно представить в виде следующей схемы.

 

 

Место, которое занимает личность в общественной жизни, не может быть определено строго однозначно. Этот факт был эмпирически установлен в давние времена и нашел отражение, в частности, в истории происхождения понятия «личность», первоначально обозначавшего маску актера, а затем и самого актера. В зависимости от сценического действия маски менялись. Очевидно, было подмечено, что человек в различных обстоятельствах изменяет свой облик и ведет себя неодинаково. Это явление фиксирует и современная психология. Входя в различные социальные группы, человек нередко выполняет в них далеко неодинаковые функции, играет в них зачастую несходные роли: любимчик родителей, маленький семейный тиран, капризный и деспотичный дома, он совершенно по-другому ведет себя в окружении своих одноклассников, проявляя исключительную предупредительность и скромность. Очень серьезный, требовательный и необщительный в служебной обстановке, человек в условиях дальнего туристического похода преображается, становясь шутником, балагуром, душой компании.

В приведенных примерах один и тот же человек играет разные роли. Так бывает не всегда. Очень часто человек наоборот выявляет сходные качества в разных ситуациях, и роли, которые он берет на себя в семье, на службе, в общественной работе, и т.п., в значительной степени созвучны друг другу, не противоречат, а скорее совпадают. Последнее является одним из показателей целостности личности в отличие от ее противоречивости, аморфности, показателем которой служит множественность и полярность ролей, в различных обстоятельствах выполняемых человеком.

Сложность человеческой личности связана с тем, что человек живет во множестве миров, из которых можно выделить три основных мира: внешний мир, социальный мир и внутренний мир. Внешний мир суров по отношению к человеку. В нем нельзя просто сказать «Я знаю», «Я умею», потому, что ответом будет – «Докажи!». Это мир, в котором особенно ценятся те знания и способы действия, которые могут быть доступны для понимания и употребления другим людям. Здесь понятия теряют свою индивидуальность (субъективность) и становятся всеобщим достоянием (объективной реальностью). Это обезличенный, тотальный мир, где нет индивидуальной логики, а есть логика обязательная для всех. Это мир познаваемых и используемых знаний природы, где присутствие человека ничего не меняет в законах существования.

Социальный мир – это мир, в который человек включается своей предметной деятельностью. Основная единица предметной деятельности – целесообразное действие. В процессе овладения многими действиями складываются основные механизмы психики, образующиеся за счет процессов интериоризации, способов действия принадлежащих другим людям, перевод образцов действия из внешнего во внутренний план психической деятельности. После завершения периода ученичества, интериоризированные способы действия включаются в индивидуальную предметную деятельность, экстериоризируются, и вырабатываются новые способы действия.

Овладение разнообразными способами действия Рубинштейн назвал способностями, которые являются характеристиками человека как субъекта деятельности. Способности характеризуют психологическую деятельность с некоторой стороны, определяющей темпы освоения деятельности — это инструментальное проявление личности.Подход к человеку как к личности связан прежде всего со взглядом на него как на единицу общества, определяемую ее местом в социальной структуре, обозначаемое понятием социального статуса. Социальный статус связан с выполнением различных социальных ролей по отношению к другим людям. Со стороны других людей возникают социальные отношения относительно способов поведения и социальные критерии оценки этого поведения (ценности). Поведение каждого индивида регулируется этими ценностями и нормами, и в этом смысле человек является объектом социальных отношений.

Усваивая во взаимодействии с окружающими нормы и ценности, человек социализируется, постепенно трансформируется из объекта социального регулирования в субъект регуляции собственного поведения. Закрепление индивидуальных норм и ценностей, формирование определенного отношения к окружающему миру означает, что у человека появляются свои, внутренние нормы для оценки своего поведения и поведения других людей; это означает уменьшение зависимости от мнения и оценок окружающих, способность самому выбирать ценностно-допустимые цели и нормы своего поведения.

Этот процесс и его результаты являются формированием внутреннего мира человека. Механизм возникновения личностных новообразований – это переход внешнего во внутреннее (интериоризация). Механизм интериоризации определяет включение человека в социальный мир, в котором существует определенный набор знаний, ценностей, норм, традиций, ритуалов, стереотипов. Но когда в этот мир вступает новый человек, созданный другими людьми социальный порядок, для него не является очевидным. Способы усвоения человеком нового в социальном мире являются одновременно и способами формирования личности.

Социальный мир – это мир, в котором человек становится реальным членом человеческого сообщества. Приобретая и принимая символ веры социального мира, в который он входит, человек становится социально идентичным. Единицей социального поведения человека в социальном мире является социальный поступок, который направлен на социальное утверждение личности. Бытие личности в социальном мире – это деятельность, которая проявляется как: направленность (желания человека); способность (возможности человека); характер (сущность человека).

Наш внутренний мир наполнен переживаниями, личностным смыслом, ощущениями личной причастности, личного отношения. Во внутренний мир человека входит и социальный мир. Во внутреннем мире проявляются специфические виды деятельности: игра, религия, общение, труд и др. В основе этого мира лежат субъект-субъектные отношения. Чтобы понять другого человека, мы должны понять его в субъектных характеристиках – мотивах и намерениях. Главным критерием личностных отношений является не полезность и правильность, а искренность, правдивость и открытость. На основе этого возникает сопереживание – «когда душа с душою говорит». Научить людей сопереживать друг другу – вот главный залог успешного развития культуры и цивилизации.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал