Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Федеральное Собрание Российской Федерации






 

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 94), Федеральное Собрание является парламентом Российской Федерации представительным, опосредованным выборным органом.

Федеральное Собрание является законодательным органом Российской Федерации. Это означает, что ни один законодательный акт Российской Федерации не может быть принят, минуя парламент, который обладает всей полнотой компетенции в сфере законодательства.

Федеральное Собрание является постоянно действующим органом и состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы. Государственная Дума представляет все население Российской Федерации, а Совет Федерации призван выражать интересы субъектов Российской Федерации.

Государственная Дума избирается сроком на четыре года. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами.

Совет Федерации. Согласно ст. 95 Конституции, в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

5 августа 2000 года принят Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». Согласно этому закону, в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Член Совета Федерации — представитель законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации на срок полномочий этого органа, а при формировании законодательного (представительного) органа субъекта путем ротации — на срок полномочий однократно избранных депутатов этого органа.

Член Совета Федерации — представитель от двухпалатного законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта избирается поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий соответствующей палаты.

Представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации назначается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на срок его полномочий.

К ведению Совета Федерации относятся утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации; утверждение указов Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения; решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил Российской Федерации за пределами ее территории; назначение выборов Президента Российской Федерации; отрешение Президента Российской Федерации от должности; назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации; назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации, заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

Порядок деятельности Совета Федерации, его органов и должностных лиц определяется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, регламентом и решениями Совета Федерации.

Деятельность Совета Федерации основывается на принципах свободного обсуждения и решения вопросов. Основной формой работы Совета Федерации являются его заседания.

Совет Федерации избирает из своего состава тайным голосованием Председателя Совета Федерации и его заместителей. Председатель и его заместители не могут быть представителями одного субъекта Российской Федерации.

Совет Федерации создает Аппарат, который состоит из Секретариата Председателя Совета Федерации, секретариатов заместителей Председателя Совета Федерации, подразделений правового, информационно-аналитического, организационного, финансово-хозяйственного обеспечения; аппаратов комитетов Совета Федерации и других вспомогательных служб. Структура Аппарата Совета Федерации определяется постановлением палаты.

Государственная Дума. Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на четыре года. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года, имеющий право участвовать в выборах. Порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается федеральным законом. В настоящее время действует Федеральный закон от 24 июня 1999 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». В соответствии с этим законом, 225 депутатов избираются на основе мажоритарной системы по одномандатным (один округ — один депутат) избирательным округам. Остальные 225 депутатов Государственной Думы — на основе системы пропорционального представительства по общефедеральному избирательному округу.

К ведению Государственной Думы относятся: дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации; рассмотрение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов; назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, объявление амнистии, выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

Государственная Дума принимает федеральные конституционные и федеральные законы.

В случаях, предусмотренных ст. ст. 111 и 117 Конституции Российской Федерации, Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации.

Деятельность Государственной Думы основана на принципах политического многообразия, многопартийности, свободного обсуждения и коллективного принятия решений. Заседания Государственной Думы могут быть как открытыми, так и закрытыми. Порядок деятельности Государственной Думы определяется Конституцией Российской Федерации и Регламентом Государственной Думы.

Депутаты Государственной Думы образуют депутатские объединения — фракции и депутатские группы, обладающие равными правами.

Государственная Дума избирает из своего состава Председателя и заместителей Председателя.

Правовое, организационное, документационное, информационное, материально-техническое, социально-бытовое обеспечение деятельности Государственной Думы осуществляет Аппарат Государственной Думы.

Кроме того, информационное, экспертное и иное обеспечение деятельности палат Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания осуществляют Парламентская библиотека, Парламентский центр, издательство Федерального Собрания.

Решения Государственной Думы принимаются на ее заседаниях открытым или тайным голосованием.

На основании ст. 101 Конституции Российской Федерации Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, которые являются постоянно действующими органами палат.

Комитеты и комиссии подготавливают и предварительно рассматривают законопроекты; организуют проводимые палатами парламентские слушания; решают вопросы организации своей деятельности, рассматривают иные вопросы, относящиеся к их ведению.

Комитеты, комиссии палат вправе проводить совместные заседания.

Совет Федерации и Государственная Дума по вопросам своего ведения проводят парламентские слушания. Организация и проведение парламентских слушаний возлагаются на соответствующие комитеты, комиссии палат.

Парламентские слушания проводятся в целях всестороннего и обстоятельного рассмотрения актуальных вопросов законодательной деятельности.

Правовыми формами реализации компетенции Федерального Собрания Российской Федерации являются принимаемые ими акты, основные из которых — законы.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральное Собрание принимает федеральные конституционные и федеральные законы. Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации. К их числу относятся: чрезвычайное положение (ст. 56); принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта (ст. 65); изменение статуса субъекта Российской Федерации; описание и порядок официального использования Государственных флага, герба и гимна Российской Федерации (ст. 70); референдум (ст. 84); режим военного положения (ст. 87) и ряд других вопросов.

Законы принимаются палатами Федерального Собрания в особом порядке, который реализуется в ходе законодательного процесса, представляющего собой совокупность действий, посредством которых осуществляется законодательная деятельность. Законодательный процесс состоит из нескольких последовательных стадий: законодательной инициативы, рассмотрения законопроектов, принятия закона, рассмотрения и одобрения федеральных законов Советом Федерации, подписания и обнародования закона.

Порядок опубликования и вступления в силу федеральных законов установлен Федеральным законом «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания». На территории Российской Федерации применяются только те федеральные конституционные и федеральные законы, которые официально опубликованы.

Федеральные конституционные и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после их подписания Президентом Российской Федерации. Официальным опубликованием федерального конституционного и федерального закона считается первая публикация его полного текста в «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации».

Федеральные конституционные и федеральные законы вступают в силу на территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу.

Еще одним видом актов, принимаемых палатами Федерального Собрания, являются постановления.

Кроме того, Государственная Дума и Совет Федерации вправе принимать заявления и обращения, которые могут оформляться постановлением палаты.

Постановления Совета Федерации и Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа членов соответственно каждой палаты, если иной порядок принятия решений не предусмотрен регламентом, и подписываются председателями палат.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал