Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Баланс коммерческого банка






Активы Пассивы
Резервы (обязательные + избыточные) Собственный капитал
Депозиты
Ценные бумаги Кредиты, предоставленные другими банками
Ссуды

 

Получив новый депозит, банк получает дополнительные резервы, часть резервов размещается на счетах ЦБ (обязательные резервы), другая часть (избыточные резервы) может быть выдана в ссуду. Выдав ссуду, банк открыл своему клиенту депозит, это означает, что банк создал «новые деньги». После того как клиент банка провел расчеты со своими партнерами средства со счета заемщика перечисляются на счет «продавца». Депозит заемщика закрывается, а у «продавца» возникает депозит, в банке который его обслуживает. Данный банк получает дополнительные резервы, часть которых перечисляется в ЦБ, а часть выдается в ссуду и т. д.

Таким образом, величина депозитного мультипликатора зависит от нормы обязательных резервов и определяется по формуле:

Депозитный мультипликатор действует также и в сторону уменьшения денежной массы, то есть если со счета в банке будет снята и переведена в наличность определенная сумма, то коммерческий банк лишится резервов, в результате сократится количество выданных ссуд и уменьшится предложение денег в экономике.

На процесс создания денег влияет поведение населения страны, этот фактор характеризуется склонностью к наличности или коэффициентом депонирования (). Он показывает, какую сумму наличности население желает иметь в запасе на единицу депозитов:

где – объем наличности.

Склонность к наличности уменьшает резервы банковской системы и соответственно сокращает способность банковской системы создавать деньги. Таким образом, величину денежного предложения в стране можно определить через величину мультипликатора денежной базы:

где – денежное предложение, – денежная база, – мультипликатор денежной базы.

 

3.3. Спрос на деньги и его структура

 

Спрос на деньги – это тот запас денег (ликвидности), который экономические агенты желают иметь при данном уровне дохода.

В кейнсианской теории выделяют три компонента (мотива) спроса на деньги: 1) деловой (трансакционный) спрос (); 2) спрос по мотиву предосторожности (); 3) спекулятивный спрос (). Спрос можно рассчитать как сумму трех мотивов.

Трансакционный спрос – тот запас денег, который экономические агенты желают иметь для обеспечения запланированных сделок, он зависит от величины дохода и от скорости обращения денег и выражается как:

где – поведенческий коэффициент; – национальный доход; – скорость обращения денег.

Скорость обращения денег – это среднее количество актов купле-продажи, которое обслуживает за данное время денежная единица. Скорость обращения зависит от организации денежной системы (как быстро осуществляются расчеты, как часто выплачиваются доходы), а так же от поведения людей (ожиданий).

Спрос по мотиву предосторожности – тот запас денег, который экономические агенты желают иметь на случай непредвиденных обстоятельств. Он зависит от тех же факторов что и трансакционный спрос, поэтому их можно объединить в мотив спроса на деньги для осуществления сделок ().

Спекулятивный спрос – тот запас денег, который экономические агенты желают иметь не рискуя хранить сбережения в форме других активов. Спекулятивный спроссвязан с хранением сбережений в ликвидной форме и зависит от уровня процентных ставок и рост процентных ставок приводит к снижению спекулятивного спроса, что связано с ростом альтернативных издержек хранения денег.

В кейнсианской теории выделяется состояние «ликвидной ловушки», она возникает при низком уровне процентных ставок и выражается в том, что спекулятивный спросстановится абсолютно эластичным, это означает, что при данном уровне процентных ставок экономические агенты готовы держать в запасе любое количество денег, которое будет выпущено в обращение. Алгебраически функция спекулятивного спроса может быть выражена как:

где – сложившаяся ставка; – ставка, при которой ; l – поведенческий коэффициент предпочтения ликвидности.

Спрос на деньги как сумму спекулятивного и делового мотивов можно представить графически, как зависимость объема спроса от величины процентных ставок в экономике (рис. 5.4).

Предложение денег задается банковской системой. Его величина находится под контролем центрального банка и определяется целями денежно-кредитной политики. В модели денежного рынка предложение денег не зависит от процентной ставки.

 

Ликвидная ловушка

Рис. 5.4. График спроса на деньги и ликвидная ловушка

 

Равновесная процентная ставка определяется из условия: . Если на рынке наблюдается равновесие, то вся предложенная банковской системой денежная масса востребована населением. Ситуации неравновесия на рынке могут быть двух типов: нехватка денег и избыток денег.

При процентной ставке выше равновесной на рынке предложена сумма, превышающая величину спроса. Связано это с тем, что при такой высокой процентной ставке экономические агенты стремятся иметь наличными как можно меньшую сумму, чтобы не упускать возможность получить высокий процентный доход в банке.

Рис. 5.5. Равновесие на денежном рынке

При ставке ниже равновесной, спрос на деньги, которые можно получить на привлекательных кредитных условиях, выше, чем их предложение.

При наличии неравновесия экономические агенты стремятся его восстановить, при этом они меняют запас денег находящийся в их распоряжении. Данные изменения осуществляются двумя направлениями: через финансовый рынок и через товарный рынок. На финансовом рынке экономические субъекты продают либо покупают финансовые активы. На товарном рынке люди могут изменить текущие расходы.

 

3.4. Денежно-кредитная политика

 

Денежно-кредитная политика – воздействие на состояние национальной экономики с помощью регулирования денежного рынка. Контролируемыми переменными денежно-кредитной политики являются: уровень процентных ставок, денежное предложение и валютный курс, при этом центральные банки не в состоянии контролировать все переменные сразу и вынуждены выбирать режим денежно-кредитной политики.

Целями денежно-кредитной политики могут быть: 1) полная занятость; 2) экономический рост; 3) ценовая стабильность; 4) равновесие платежного баланса; 5) устойчивость обменного курса.

Различают: 1) стимулирующую денежно-кредитную политику («политика дешевых денег»), она осуществляется в периоды спадов и направлена на рост экономической активности (стимулирование совокупного спроса), такая политика предполагает ростденежного предложенияи снижение процентных ставок; 2) ограничительную денежно-кредитную политику («политика дорогих денег»), проводится с целью сдерживания инфляции, предполагает сокращение денежного предложения и рост процентных ставок.

В ходе реализации ДКП ЦБ может прибегать к административному регулированию или использовать рыночные меры. В первом случае он опирается на прямые инструменты денежно-кредитной политики (контроль над процентными ставками, кредитный потолок и целевое кредитование), а во втором – на косвенные (рис. 5.6).

 

Рис. 5.6. Классификация инструментов денежно-кредитной политики

 

Среди косвенных инструментов различают:

1. Резервные требования. Механизм его действия следующий: изменение нормы обязательных резервов влияет на способность банковской системы создавать «новые деньги», что выражается в изменении мультипликаторов. Такие изменения, затрагивающие основы банковской системы, способны оказать сильнейшее воздействие на финансово-экономическую систему в целом, даже небольшое изменение требований к уровню обязательных резервов, может привести к катастрофическим переменам в объеме депозитов и величине банковского кредита.

2. Операции постоянного действия. Они осуществляются через установление верхней и нижней границы процентной ставки по кредитам и депозитам, контрагентом по которым выступает ЦБ (формирование учетной ставки). При этом коммерческие банки по собственной инициативе обращают­ся в ЦБ с просьбой предоставить кредит или разместить депозит. Повышая (снижая) учетную ставку центральный банк побуждает депозитные учреждения уменьшить (увеличить) объем заимствованных средств у центрального банка, что влечет изменение денежной массы. Недостаток такого способа контроля денежной массы заключается в сложности определения величины учетной ставки соответствующей объему резервов и денежной массы, необходимой экономике.

3. Операции на открытом рынке. Данные операции осуществляются на рынке государственных ценных бумаг или валютном рынке. При этом покупка ценных бумаг или валюты означает что ЦБ, расплачиваясь за активы, выпускает в обращение дополнительную денежную массу.

Изменение предложения денег в результате использования банком инструментов денежно-кредитной политики приводит к смешению точки равновесия. Уменьшение предложение денег приводит к увеличению процентной ставки. В результате кредитные ресурсы становятся более дорогими. Предприятия снижают инвестиционную активность и, в результате, снижается объем выпуска продукции в стране. Однако, исходными посылками этой политики было снижение темпов инфляции за счет сокращения денежной массы. Увеличение величины денежного предложения приводит к снижению процентной ставки, как следствие, увеличение сумм выданных кредитов, возрастание инвестиционной активности фирм и увеличение объемов выпуска.

 

Вопросы для самопроверки

1. Что такое деньги?

2. Назовите основные функции денег.

3. Кратко охарактеризуйте эволюцию денег и их функции.

4. Что такое «денежное предложение»?

5. Каким образом измеряется денежное предложение?

6. Опишите структуру денежного предложения в России.

7. В чем заключается спрос на деньги?

8. Опишите баланс коммерческого банка.

9. Какую ситуацию называют «ликвидной ловушкой»?

10. К чему приводит действие денежного мультипликатора?

11. Почему центральный банк называют «банком банков»?

12. Опишите инструменты денежно-кредитной политики.

 

Рекомендуемая учебная литература

1. Агапова, Т.А. Макроэкономика: учебник / Т.А. Агапова, С.Ф. Серегина. – М.: Дело и Сервис, 2002. – 448 с. Гл. 7, 8.

2. Моисеев, С.Р. Макроэкономика: учебник / С.Р. Моисеев. – М.: КНОРУС, 2008. – 320 с. Гл. 3, 7.

3. Матвеева, Т.Ю. Введение в макроэкономику: учеб. пособие / Т.Ю. Матвеева. – М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2007. – 511 с. Гл. 7, 8, 9.

4. Мэнкью Н.Г. Макроэкономика / Н.Г. Мэнкью. – М.: Изд-во МГУ, 1994. – 736 с. Гл. 18.

5. Самуэльсон, П.Э. Экономика: учеб. пособие / П.Э. Самуэльсон, В.Д. Нордхаус. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2000. – 688 с. Гл. 25.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал