Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мировые исторические корни социальной работы






Тема 1. История становления социальной работы за рубежом

1. Мировые исторические корни социальной работы

2. Зарождение социальной работы как вида профессиональной деятельности

3. Основные стратегии развития социальной работы XX века

5. Модели социальной работы в зарубежных странах

Мировые исторические корни социальной работы

Самая ранняя форма поддержки нуждающегося — это, вероятно, материнская забота о ребенке. Взаимная помощь, оказываемая взрослыми людьми друг другу, является другим примером помощи нуждающимся в прежние времена (члены семьи, члены одного племени).

Только тогда, когда получили распространение официальные институты, могло появиться такое понятие, как «помощь постороннему (чужому)».

Одна из самых ранних известных форм помощи посторонним обеспечивалась религиозными группами.

Этапы зарождения и развития представлений о помощи

1) В родовой общине - механизмы реципрокации ( дарообмен, помощь в бытовой и хозяйственной сферах) и редистрибуции. (распределение излишков продуктов)

Уже на этой стадии происходит оформление субъектов помощи, идеологии, а также принципов, регулирующих связи дарообмена и поддержки между субъектами родового пространства.

2) В Древней Греции - впервые происходит обозначение и выделение данного явления из многих сфер человеческого бытия Это было связано с тем, что человечество, накопив определенный духовный опыт, среди прочих сфер своего существования начинает выделять особую сферу, где проявляются его дружеские чувства, аффекты, моральные связи и отношения. Зарождается понятие «филантропия». В переводе с греческого оно обозначает любовь к людям. Первоначально, в V веке до н. э., семантическое значение этого слова было связано с представлениями о божественной благосклонности, но уже в IV веке до н. э. с этим понятием связан иной смысл: любое благожелательное отношение одного индивида к другому.

Зарождается благотворительность, которую Платон и Аристотель рассматривали в контексте общественной пользы, полагая, что эта деятельность является прерогативой государства, а не отдельного частного служения.

3) Дальнейшее развитие теории и практики благотворительности происходит под непосредственным руководством Римско-католической церкви, вплоть до Реформации в Западной Европе.

4) К XVII веку - идеология христианского милосердия была заменена идеями социальной инженерии, хотя церковно-христианская благотворительность как институт поддержки еще продолжает свою деятельность.

Церковь утратила свои позиции единственного благотворителя, западно-европейский мир вернулся к идеям Платона и Аристотеля. Гражданское общество берет на себя обязанности по оказанию помощи всем нуждающимся..

Такой переход от церковной благотворительности к государственной был вызван многими причинами, важнейшими из которых были:

- банкротство средневековой системы бесконтрольной раздачи милостыни, приведшей к образованию профессионального нищенства;

- усложнение социальной организации общества;

- переход от натурального хозяйства к денежному.

Законодательное урегулирование На протяжении XVI в. в результате индустриальной революции крепостные были изгнаны с земель, и новая популяция бедняков отправилась искать в городах работу. В 1601 году в Англии был принят знаменитый Закон о бедных, перенесенный первыми колонистами в Америку. Его принципы и понятия до сих пор оказывают влияние на обеспечение бедных в США, на современное законодательство.

Принятый в 1662 году Акт об оседлости усилил контроль над бедняками, поскольку он требовал, чтобы каждый человек был зарегистрирован как местный житель в определенном округе. Те, кто не мог доказать законность своего проживания в том или ином округе, объявлялись бродягами и могли быть высланы из округа с потерей права на финансовую поддержку, предоставляемую округом.

В законодательстве разных стран появляется указание на то, что общество ответственно не только за нуждающихся в призрении (особенно вдов, старцев, больных и физически неполноценных людей), но также за трудоспособных безработных.

В Англии в этот период вводится пособие по бедности, а в 1834 году появилось специальное законодательство («Poor Laws») со строгим регулированием оказания помощи бедным.

В Швеции в середине XVIII века в формах призрения бедных стали различаться два направления: призрение больных и помощь бедным. С 1862 года церковный закон вменил в обязанность каждому церковному приходу в Швеции учредить больницы и дома для бедных.

Но в оказании помощи не было системы, помощь оказывалась лишь в отдельных случаях, также могло быть принято решение о возврате помощи.

В 1847 году в Швеции принимается новое постановление о формах и способах призрения бедных. Муниципальные реформы 1862 года освободили службу призрения бедных от церкви, и с этого времени она становится муниципальным объектом.

Параллельно с государственной системой призрения бедных формировалась система благотворительных учреждений, направленных на оказание, в первую очередь, индивидуальной помощи клиентам.

Так, в 1866 году в Стокгольме создается организация «открытой благотворительности» — «Общественный Союз покровительства». В 1869 году в Лондоне основывается Благотворительное общество («The Charity Organization Society») для координации оказываемой помощи (составляется центральный каталог ходатайствующих о помощи; обращающихся за помощью связывали с организациями, которые могли им ее оказать). Подобные организации создаются и в других странах мира.

Постановление 1871 года о призрении бедных ограничивало помощь бедным, основанием для оказания помощи стало служить отсутствие собственных средств, а также невозможность содержания другими лицами. В этот период четко проводилась граница между возможностью бедных зарабатывать на жизнь и желанием делать это. Только тот, кто документально подтверждал желание зарабатывать на жизнь, пользовался поддержкой общества.

В конце XIX века во многих странах Европы, в том числе и в Швеции, возникают:

- специальные государственные формы помощи осужденным и освободившимся из мест заключения;

- специальные системы ухода за больными;

- специальная помощь слепым и глухим;

- обязательное государственно-муниципальное обучение населения;

- частное и муниципальное посредничество по обеспечению работой;

- профсоюзная касса помощи для больных, безработных и т. д.

Таким образом, к концу XIX века во многих странах существовали общественные организации для помощи бедным, различные формы благотворительности частных лиц и организаций, а также благотворительная деятельность церкви.

Все эти причины вызвали потребность научно-организационной помощи со стороны государства, и начиная с XIX века осуществляются поиски и подходы к решению важнейших социальных проблем.

5) На рубеже XIX и XX вв. во многих европейских государствах (Великобритании, Германии, Нидерландах, Швеции и Франции), а также США возникла социальная работа как вид профессиональной деятельности, которая развивалась наряду с благотворительными организациями.

 

2. Зарождение социальной работы как вида профессиональной деятельности

Данный период мировой истории известен как период интенсивного развития капитализма, который сопровождался включением женщин и детей в производство, усиленной эксплуатацией, массовым обнищанием лиц наемного труда и, как следствие, ростом революционных выступлений рабочего класса.

Для данного этапа развития европейской и американской цивилизации характерно то, что наряду с репрессиями включается и механизм социального маневрирования через принятие социального законодательства, и основание социальных учреждений, направленных на создание системы социальной поддержки наемных рабочих и членов их семей.

При таких условиях в модернизирующихся странах происходят закономерные изменения культурных феноменов, из которых для рассматриваемой темы значимы следующие:

1. Переход от общинной формы социальной жизни к более индивидуализированной.

2. Переход от авторитарного, харизматического лидерства к высокопрофессиональному менеджменту, основанному на демократических принципах, что вызвано плюрализацией групп интересов в обществе, предполагающей необходимость не столько управлять их активностью, сколько искать компромиссы между преследуемыми ими целями.

3. Переход от обычного права как регулятора общинных отношений к юридическому, имеющему в обществе универсальное значение. Такое изменение обусловлено возрастанием степени открытости модернизирующего общества, где легитимизация сословных льгот и привилегий сменяется утверждением равенства всех граждан перед законом.

В то же время совершенно очевидно, что их социализация в меняющихся условиях необходима как для их собственного выживания, так и для упорядочения более широкого социокультурного контекста. Именно такая необходимость в модернизирующихся обществах обуславливает возникновение социальной работы как профессии, связанной с рациональной и целенаправленной помощью плохо адаптированным людям.

Причем данная деятельность ориентирована не только и не столько на улучшение материального благосостояния нуждающихся, то есть не на благотворительность, но в первую очередь на расширение сферы социального участия этих людей, на их активную социализацию и адаптацию к меняющимся жизненным условиям.

Говоря об институциональном статусе социальной работы, можно выделить преимущественно государственный, общественный и смешанный типы. Каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Государственный статус подразумевает возможность централизованного контроля над определением количества членов общества, нуждающихся в помощи, и ресурсов, выделяемых государством на оказание помощи. Негативные его аспекты связаны, прежде всего, с тем, что помощь в данном случае перестает быть непосредственной этической обязанностью членов общества, а социальное положение нуждающихся неподконтрольно общественности.

При общественной организации или самоорганизация помощи нуждающимся. более сильная часть членов общества без побуждения со стороны государства берет на себя ответственность за поддержку более слабой. Реализуется не просто финансовая и материальная помощь, но осуществляется социализация нуждающихся, поиск путей адаптации в имеющихся условиях, организация их социального участия.

Если ответственность за помощь нуждающимся возлагать только на добровольные общественные организации, их работа не будет носить регулярного характера, поскольку первоочередными для людей являются те основные социальные функции, выполнением которых они заняты постоянно. В отношении же маргинальных групп общественность сама по себе не будет осуществлять ни систематической помощи, ни постоянного контроля.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал