Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нидерландская революция






 

Когда в 1555 г. Карл V отрекся от престола, он отдал 17 нидерландских провинций, а также Испанию с ее колониями своему старшему сыну Филиппу. Филипп II занимал еще более непримиримую позицию в отношении нидерландского сепаратизма. Нидерландское дворянство, как крупное, так и мелкое, а также города негодовали по поводу использования Филиппом II финансовых запасов страны для военных действий Испании против Франции. Вызывали возмущение и попытки короля отстранить их от участия в правлении, а также то, что он прислушивался к советам кардинала Гранвеллы, а не более рассудительной наместницы, сводной сестры Филиппа II, Маргариты Пармской. Самые могущественные из дворян, кавалеры ордена Золотого Руна и члены Государственного совета, в 1562 г. потребовали отставки кардинала Гранвеллы. Впервые была подвергнута сомнению система правления Филиппа II, опиравшаяся не на дворянство, а на испанскую армию, размещенную на территории Нидерландов.

За выступлением дворян в Государственном совете в 1566 г. последовал протест мелкого дворянства против политики Филиппа II. 300 представителей низшей знати подали наместнице прошение, в котором потребовали восстановления «вольностей» страны и смягчения «плакатов» против еретиков. Не располагая достаточными силами для подавления столь массовой оппозиции, король отправил Гранвеллу в отставку.

В 1567 г. Филипп II послал в Нидерланды герцога Альбу, который сменил Маргариту Пармскую на посту наместника. Герцог Альба получил задание расправиться с мятежниками и искоренить инакомыслие.

Альба арестовал и казнил графов Эгмонта и Горна, возглавлявших дворянскую оппозицию в Государственном совете. Самый видный представитель оппозиции, принц Вильгельм Оранский, впоследствии названный Вильгельмом Молчаливым, бежал в Германию, где возглавил сопротивление и организовывал военные походы против Альбы. Все они не увенчались успехом, но принц Вильгельм не прекращал борьбу.

В 1574 г. жителям Лейдена удалось одержать блестящую победу над испанцами, осаждавшими город. Вильгельм Оранский стал признанным лидером сопротивления иноземному господству. Он полагался на поддержку кальвинистов, хотя и защищал религиозное примирение и веротерпимость, а также отстаивал традиционные привилегии провинций. Его целью было изгнание испанцев и объединение 17 провинций Нидерландов в единое свободное государство.

Попытки Вильгельма Оранского примирить различные слои населения увенчались созывом Генеральных штатов в Генте в 1576 г., где все 17 провинций приняли текст т. н. Гентского умиротворения. Согласно этому документу, провинции объединялись под руководством Вильгельма Оранского, хотя признавалась верховная власть короля Филиппа II. Генеральные штаты проголосовали за вывод иностранных войск, введение более либеральной формы правления, а также за отмену «плакатов» против еретиков. Однако новый наместник Александр Фарне—зе, герцог Пармский, направленный Филиппом II в Нидерланды в 1578 г., помешал выполнению политического курса Вильгельма Оранского, объявив принца вне закона. Фарнезе проводил более мягкую политику в отношении протестантов, чем Филипп II, однако не смог подавить сопротивление. Несколько провинций, расположенных к северу от Рейна, объединились с городами Фландрии и Брабанта и подписали 23 января 1579 г. Утрехтскую унию, объявив о намерении бороться до конца за политическую независимость и свободу вероисповедания. В 1580 г. Филипп II объявил Вильгельма Оранского своим врагом. В ответ Генеральные штаты семи северных провинций заявили, что отныне не признают Филиппа II в качестве суверена. Акт о низложении Филиппа II был подписан 26 июля 1581 г.

 

16. КУЛЬТУРА ЕВРОПЫ 16 В КОНЦЕ XV – НАЧАЛЕ XVI ВВ

 

Расцвет искусства в Германии в начале XVI в. был связан с Реформацией. Главой передовых художников здесь был Альбрехт Дюрер (1471–1528) – портретист, а также мастер гравюр. Дюрер создал серию иллюстраций к последней книге Библии – Апокалипсису («Откровению Иоанна Богослова»).

Расцвет искусства в Голландии был связан с победой Нидерландской революции. Заказы на картины делала теперь не церковь (в протестантских храмах не было икон), а зажиточные горожане, желавшие украсить свои дома. В Голландии развивались такие жанры живописи, как портрет, пейзаж, натюрморт. Всю жизнь работал не покладая рук, но умер в нищете великий мастер живописи Рембрандт ван Рейн (1606–1669). Одна из лучших его картин – «Возвращение блудного сына».

С конца XVI в. начался расцвет искусства в Испании, называемый часто «золотым веком» испанской культуры. Самым выдающимся художником этого периода был Диего Веласкес (1599–1660). Он писал как парадные портреты короля, его семьи и высшей знати, так и картины, посвященные простому народу («Пряхи»).

Вторая половина XV – начало XVI вв. – время величайшего взлета изобразительного искусства в Италии, где в этот период лучшие черты гуманизма проявились в произведениях трех великих современников.

Флорентиец Леонардо да Винчи (1452–1519) был энциклопедически развитым человеком: гениальным живописцем и ученым, архитектором и скульптором, музыкантом и поэтом. Как художник он больше всего интересовался человеком, его чувствами и мыслями («Мона Лиза»). Леонардо да Винчи был и инженером—изобретателем, намного опередившим свое время. Он разрабатывал устройства, которые можно назвать прообразами парашюта и вертолета, подводной лодки и водолазного костюма.

Великим деятелем этого времени был Микеланд—жело Буонарроти (1475–1564) – скульптор, живописец, архитектор, военный инженер и поэт.

На центральной площади Флоренции был установлен изваянный Микеланджело «Давид». Микеланджело выполнил грандиозную работу по росписи фресками потолка и стен Сикстинской капеллы в Ватикане. Он также разрабатывал проект огромного купола собора Св. Петра в Риме. Прекрасны исполненные гармонии и тихой грусти работы художника Рафаэля Санти (1483–1520). Самая знаменитая его картина – «Сикстинская Мадонна».

Многие писатели—гуманисты резко осуждали феодальные порядки и обосновывали в своих трудах возможность существования нового справедливого общества.

Английский писатель Томас Мор (1478–1535) явился основоположником нового жанра литературы – утопического романа, повествования о лучшем, более справедливом устройстве человеческого общества. В это время жил и творил великий писатель Вильям Шекспир (1564–1616). Глубокое проникновение в психологию человека обеспечило произведениям Шекспира долгую жизнь.

Свой бессмертный роман «Дон Кихот» великий испанский писатель Мигель Сервантес (1547–1616) создал, сидя в тюрьме по ложному обвинению. Произведения Шекспира, Сервантеса и других авторов стали основой для творчества писателей Нового времени.

Сокрушительный удар по картине мира средневекового человека нанес польский ученый Николай Коперник (1473–1543). Он пришел к выводу, что Земля не является центром мироздания, а вращается вместе с другими планетами вокруг Солнца. Итальянский мыслитель Джордано Бруно (1548–1600) развил учение Коперника. Согласно взглядам Дж. Бруно, не только Земля, но и Солнце – не центр мироздания. Бруно был предан суду инквизиции и сожжен на костре в Риме.

Судьбы Бруно удалось избежать ценой отречения от своих взглядов Галилео Галилею (1564–1642) – изобретателю телескопа. Законы движения планет были вычислены Иоганном Кеплером (1571–1630).

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал